Воздух в системе охлаждения: что нужно знать водителю

Завоздушивание системы охлаждения мотора – довольно распространенная проблема, с которой сталкиваются владельцы автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями. Воздух может попадать в охлаждающую магистраль по разным причинам: как из-за поломок, так и из-за неправильного обслуживания или ремонта авто. В частности, эта проблема часто возникает из-за ошибок, допущенных при замене антифриза или деталей системы охлаждения. При завоздушивании системы нужно срочно принимать меры, поскольку игнорирование проблемы может привести к тяжелым последствиям для двигателя, вплоть до его капитального ремонта или замены.

воздушная пробка в двигателе

Немного теории

Двигатели внутреннего сгорания, даже самые современные и технологичные, имеют относительно низкий коэффициент полезного действия – около 25–40%. Именно такой процент энергии, образующейся при сгорании топлива, используется по прямому назначению – для вращения коленвала двигателя и передачи крутящего момента на колеса. Остальные 60-75% энергии выделяются в виде тепла. Учитывая, что мощность ДВС исчисляется сотнями киловатт, это приводит к сильному тепловыделению. Например, если мощность мотора составляет 100 кВт (или 136 л. с.), а его КПД – 30%, то в процессе работы двигателя его тепловыделение достигает 70 кВт. Это огромное значение, эквивалентное 70 одновременно включенным обогревателям по 1 кВт.

система охлаждения мотора

Без принудительного охлаждения мотор с таким тепловыделением за считанные минуты перегреется и выйдет из строя из-за термических деформаций ГБЦ, поршней, валов и других деталей. Поэтому избыточное тепло отводится с помощью системы активного жидкостного охлаждения. Внутри мотора присутствует множество каналов, по которым с помощью помпы непрерывно прокачивается антифриз. Охлаждающая жидкость (ОЖ) омывает разогретые внутренние поверхности двигателя, отбирает от них лишнее тепло и переносит к радиатору, где затем рассеивается в окружающую среду.

Нормальная циркуляция ОЖ возможна только при условии, что контур полностью герметичен, и в нем отсутствует воздух. Если образовалась воздушная пробка в системе охлаждения, это затрудняет поток антифриза и нарушает отвод тепла от ДВС. Если жидкость не будет циркулировать между мотором и радиатором, она быстро нагреется, ее температура достигнет точки кипения и даже превысит ее. Это вызовет лавинообразный процесс: при кипении в системе происходит интенсивное образование воздушных пробок (подобно тому, как образуются воздушные пузыри в кипящей воде), что приводит к стремительному росту давления. В лучшем случае избыточное давление сбросится в расширительный бачок через специальный клапан. В худшем случае клапан может не сработать, и прорыв произойдет в другом месте – в помпе, радиаторе, соединительных патрубках или самом двигателе.

Причины возникновения воздушной пробки в системе охлаждения

утечка антифриза

Завоздушивание охлаждающего контура происходит по нескольким причинам:

  1. Негерметичные соединения. Как правило, потеря герметичности сопровождается не только завоздушиванием системы, но и утечкой ОЖ. Это легко определяется по лужам под машиной, а также по снижению остатка жидкости в расширительной емкости. Утечку нужно локализовать и устранить, прежде чем доливать новый антифриз или полностью менять его. Проблема особенно актуальна зимой, когда из-за морозов сужаются патрубки и металлические детали. Из-за разных коэффициентов теплового расширения резина и металл по-разному меняют объем, из-за этого может ослабевать затяжка хомутов на шлангах.
  2. Низкий уровень ОЖ в расширительном бачке. Чаще всего воздух в системе охлаждения появляется из-за недостаточного уровня антифриза в пластиковом баке, расположенном под капотом авто. Если он пустой, воздух будет всасываться в контур после остывания мотора, когда в системе снизится температура и давление. Если в бачке присутствует немного антифриза, подсос воздуха может происходить при его взбалтывании на неровной дороге.
  3. Недостаточное количество антифриза в системе. При замене антифриза нужно заливать в контур столько антифриза, сколько указано в документации к автомобилю. Как правило, жидкость льют до самой горловины радиатора, чтобы он был заполнен доверху. В таком случае воздух сразу будет вытеснен новым антифризом, и его не придется принудительно стравливать.
  4. Протечка радиатора. При использовании качественных антифризов с антикоррозионными добавками эта проблема может не беспокоить автовладельца в течение всего срока службы машины. Применение дешевого тосола, обычной воды или антифризов неподходящих марок (например, G11 вместо G12) может вызвать коррозию радиатора. Со временем она разрастается и приводит к появлению дыр, через которые просачивается охлаждающая жидкость и проникает воздух.

Чем опасно попадание воздуха в систему охлаждения

Завоздушивание охлаждающей системы в автомобиле – серьезная проблема, на которую нужно вовремя реагировать. Это приводит не только к перегреву мотора со всеми вытекающими последствиями (вплоть до капитального ремонта), но и к ускоренному износу металлических деталей. Когда в системе присутствует воздух, кислород окисляет металл и вызывает коррозию. Из-за этого может преждевременно испортиться радиатор, помпа, термостат или другие детали.

В местах, где образовалась воздушная пробка, более интенсивно скапливается накипь. В нормальных условиях она либо не образуется вообще, либо сразу удаляется моющими присадками, которые содержатся в качественных антифризах. При завоздушивании системы некоторые участки перестают омываться охлаждающей жидкостью, со временем они забиваются накипью и вызывают непроходимый засор, что окончательно блокирует циркуляцию ОЖ даже после стравливания воздуха.

Признаки завоздушивания системы

Наиболее распространенным и явным признаком попадания воздуха в систему охлаждения является перегрев мотора. Об этом сигнализирует индикатор температуры на панели приборов. Если перегрев произошел, несмотря на отсутствие протечек и достаточный уровень ОЖ в контуре, это с высокой вероятностью указывает на завоздушивание.

Также возможны следующие симптомы:

  1. Стрелка, показывающая температуру ДВС на приборной панели, находится над средней отметкой, ближе к «красной зоне», но не доходит до нее. Это указывает на частичное завоздушивание, при котором циркуляция ОЖ затруднена, но теплообмен все же происходит. При нормальных условиях она должна большую часть времени находиться посередине шкалы или под средним делением.
  2. В зимнее время в салоне автомобиля плохо греет печка, даже когда мотор прогрет. Иногда это происходит из-за засора или протечки радиатора салонного отопителя или поломки регулятора температуры, но чаще всего это является симптомом завоздушивания системы.

Что делать, если образовалась воздушная пробка

уровень антифриза в расширительном бачке

При появлении первых признаков завоздушивания нужно провести тщательную диагностику, чтобы узнать причины появления воздуха в системе охлаждения. Если их не устранить, проблема будет повторяться. При диагностике следует внимательно осмотреть все патрубки, радиатор, стыки между ГБЦ и блоком цилиндров. Также нужно проверить помпу. Этот механизм, как правило, располагается возле нижней боковой части двигателя, рядом с ремнями, поэтому для осмотра лучше разместить машину на яме, эстакаде или подъемнике.

Также следует проверить уровень жидкости в расширительном баке – если он низкий, следует долить антифриз. Другие действия в этом случае не требуются. Воздух самостоятельно стравится через заполненный бачок после прогрева двигателя. Это можно будет наглядно увидеть – после доливки ОЖ следует запустить мотор, и через некоторое время в расширительном баке будут появляться воздушные пузырьки. Чтобы ускорить стравливание воздуха, можно вручную подгазовать, слегка оттянув дроссельную заслонку под капотом авто. Также можно попросить напарника сесть за руль и немного прибавить обороты двигателя. В это время можно наблюдать, как через бачок активнее выходит воздух.

Если завоздушивание произошло из-за разгерметизации системы, нужно заменить поврежденные элементы (треснувшие патрубки, термостат, протекший радиатор или др.) или плотнее затянуть хомуты на шлангах, идущих от двигателя к радиатору. При замене деталей охлаждающего контура нужно сливать старый антифриз и после ремонта заливать новый, внимательно контролируя его уровень.

Вывод

Спустить воздух из системы охлаждения двигателя намного проще, чем, например, из тормозной магистрали. В современных авто он стравливается самопроизвольно, если контур герметичен. Поэтому основные усилия нужно сосредоточить на устранении причин завоздушивания. Обеспечив полную герметичность соединений и убедившись в достаточном уровне антифриза в системе, достаточно завести двигатель и подождать, пока воздух самостоятельно выйдет через расширительный бачок.

Печать
Павел Белоусов
TopMekhanik.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector