Использование некачественного антифриза может создать серьезные проблемы и причинить ощутимый ущерб автомобилю. Низкое качество охлаждающей жидкости (ОЖ) может проявляться по-разному. Во-первых, плохой антифриз не обладает достаточной морозостойкостью и может загустеть или кристаллизоваться даже при легком морозе. Это нарушит циркуляцию ОЖ в системе и может привести к разрушению крыльчатки помпы, которая прокачивает жидкость по контуру. Во-вторых, некачественный состав может оказывать химическое воздействие на детали из резины и металла, вызывая протечки. В-третьих, такая жидкость может образовывать отложения в контуре и блокировать циркуляцию. Чтобы не допустить таких ситуаций, нужно уметь самостоятельно проверить замерзание антифриза, его показатель pH и другие свойства.
Проверка качества антифриза по внешним признакам
Свойства и состояние охлаждающей жидкости можно приблизительно оценить методом осмотра. При такой поверхностной проверке нужно обратить внимание на следующие параметры:
- Цвет. Новый антифриз является полупрозрачным и имеет однородный цвет, который зависит от используемого красителя: желтый, синий, розовый, красный, зеленый или фиолетовый. Если жидкость сильно помутнела и изменила цвет (например, с синего на коричневый или бурый), нужно готовиться к ее замене.
- Консистенция. Качественная ОЖ должна иметь почти такую же текучесть, что и обычная вода. Если она приобрела масляную консистенцию, стала густой или желеобразной, это является плохим признаком. Такой антифриз будет хуже циркулировать в системе охлаждения, не обеспечивая должный теплообмен.
- Наличие примесей. Если в расширительном бачке присутствуют хлопья или темный налет на стенках, это указывает на окончательную выработку антифриза (если он старый) или на его низкое качество (если жидкость была залита недавно).
Как определить качество антифриза по уровню pH
Важной характеристикой, на которую следует обращать внимание при проверке качества антифриза, является уровень pH. Между числовым значением pH и кислотностью имеется обратно пропорциональная зависимость. Это значит, что жидкость с более высоким показателем pH является менее агрессивной, тогда как антифриз с низким pH имеет увеличенную кислотность и более вреден для двигателя и деталей системы охлаждения.
Для измерения этой характеристики можно использовать лакмусовую бумагу. Ее можно приобрести в магазинах, специализирующихся на продаже канцелярских товаров, бытовой или автомобильной химии.
К лакмусовой бумаге, как правило, прилагается цветная шкала. По ней можно приблизительно определить числовое значение pH. Порядок действий таков:
- Лакмусовую полоску нужно смочить в антифризе, вынуть и оставить на пару минут.
- В зависимости от состава жидкости, лакмус примет определенную окраску.
- Цвет окрасившейся бумаги нужно сравнить с цветной шкалой на наклейке или коробке, в которой она продавалась. Каждый оттенок соответствует определенному числовому значению.
Если жидкость качественная и относительно новая, ее pH будет в пределах 7,5–11 единиц. Такой антифриз не оказывает агрессивного химического воздействия на резиновые и металлические детали автомобиля. При значениях 6–7 единиц жидкость имеет увеличенную кислотность, но еще может эксплуатироваться, не разрушая двигатель, радиатор, помпу и другие элементы. Если pH ниже 6, использовать такой антифриз недопустимо. Он может разъесть радиатор, повредить помпу, испортить ГБЦ и вызвать течь.
Проверка с помощью рефрактометра
Принцип работы данного инструмента основан на физическом явлении рефракции света. Суть заключается в том, что вода и основа антифриза (например, этиленгликоль или пропиленгликоль) имеют разные коэффициенты преломления света. Поэтому в охлаждающих жидкостях с разными пропорциями концентрата и воды оптические процессы происходят по-разному. Именно это учитывает рефрактометр при измерении плотности.
С помощью данного инструмента определяют плотность охлаждающих жидкостей, аккумуляторных электролитов и других веществ. Между этой характеристикой и температурой замерзания антифриза существует зависимость, показанная в таблицах ниже.
Содержание этиленгликоля, % |
Плотность антифриза, г/см3 |
Температура кристаллизации, °C |
97,8 |
1,112 |
-20 |
93,0 |
1,11 |
-30 |
85,4 |
1,104 |
-40 |
78,4 |
1,098 |
-50 |
72,1 |
1,092 |
-60 |
65,3 |
1,086 |
-65 |
63,1 |
1,083 |
-60 |
58,0 |
1,078 |
-50 |
52,6 |
1,071 |
-40 |
45,6 |
1,063 |
-30 |
36,4 |
1,051 |
-20 |
26,4 |
1,034 |
-10 |
Табл.1. Плотность и температура замерзания этиленгликолевых антифризов.
Содержание пропиленгликоля, % |
Плотность антифриза, г/см3 |
Температура кристаллизации, °C |
70 |
1,044 |
-65 |
65 |
1,043 |
-60 |
60 |
1,042 |
-55 |
55 |
1,04 |
-45 |
50 |
1,038 |
-35 |
45 |
1,035 |
-30 |
40 |
1,032 |
-25 |
35 |
1,028 |
-20 |
30 |
1,023 |
-13 |
Табл. 2. Зависимость температуры замерзания от плотности пропиленгликолевых антифризов.
Стоит учитывать, что этиленгликолевые и пропиленгликолевые антифризы имеют разную плотность. Для чистого концентрата этиленгликоля этот показатель равен 1,11 г/см3. В то же время пропиленгликолевый концентрат имеет плотность 1,04 г/см3. Эти вещества разбавляют дистиллированной водой для достижения требуемых характеристик.
Проверка ареометром
Суть такой проверки аналогична той, которая проводится с помощью рефрактометра. Разница заключается лишь в используемом инструменте. Работать с ареометром несложно: нужно с помощью резиновой груши отобрать пробное количество антифриза из канистры, расширительного бачка или радиатора, и определить плотность по шкале, нанесенной на поплавок.
При этом нужно правильно пользоваться ареометром. Количество отобранной жидкости должно быть таким, чтобы поплавок не лежал на дне колбы, но и не упирался в ее верхнюю часть. Он должен свободно плавать внутри ареометра. Определив плотность, нужно сверить ее с табличными значениями, учитывая тип антифриза (этиленгликолевый или пропиленгликолевый).
Тест на замерзание антифриза в домашних условиях
Проверить степень замерзания антифриза можно с помощью обычного бытового холодильника. Для этого потребуется 0,5 литра жидкости или меньше. Если после предыдущей заливки не осталось канистры с излишками антифриза, его можно отобрать из радиатора машины или расширительного бачка с помощью ареометра или шприца с трубкой от капельницы.
Антифриз нужно набрать в пластиковую 0,5-литровую бутылку и поместить в морозильную камеру, положив рядом с ней уличный термометр. Сначала холодильник нужно выставить на минимальную мощность охлаждения (например, -15 градусов). Спустя 2–3 часа температура жидкости должна достигнуть установленного значения. Если она не замерзла, и в ней не образовались кристаллы льда, эксперимент можно продолжать дальше, постепенно снижая температуру заморозки кнопками на холодильнике. Каждый цикл измерений должен занимать 2–3 часа, чтобы жидкость успевала охладиться. Температуру нужно сверять с термометром, помещенным в морозилку.
Таким способом можно проверить температуру замерзания антифриза в домашних условиях до -23..-25 градусов, что является нижним пределом для большинства бытовых холодильников. Но этот способ неактуален для регионов, где зимой бывают более сильные морозы. В таких местах тестовую заморозку антифриза в бутылке можно проводить просто на улице или открытом балконе.
Заключение
Проверку качества и характеристик антифриза рекомендуется выполнять при каждой замене жидкости, чтобы убедиться, что новая ОЖ не является подделкой. Также проверку следует периодически выполнять для уже используемого антифриза. Это позволит вовремя обнаружить его окончательную выработку, поскольку жидкость может испортиться ранее заявленного срока, который указывается производителем или обозначается в сервисной книжке к автомобиля