Замена водяного насоса на LADA Vesta и LADA Largus своими руками

Помпа или водяной насос  – это устройство, перекачивающее антифриз в системе охлаждения автомобиля. Она обеспечивает принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости и по статистике поломок узлов двигателей, в том числе ВАЗ 1,6 16V, водяной насос находится на втором месте по количеству поломок.

снятие водяной помпы на двигателе ВАЗ 1,6 16V

При неисправности помпа начинает подтекать, в систему охлаждения может поступать воздух, и проблемы с ней приводят к перегреву двигателя и его капитальному ремонту. Чтобы не допустить такого развития событий, необходимо вовремя сделать замену помпы Лада Веста или Лада Ларгус с шестнадцатиклапанным мотором.

Признаки неисправности помпы

Выявить неисправность водяного насоса можно по определенным признакам при эксплуатации автомобиля.

  1. Появление характерных цокающих звуков или шум подшипника при работающем двигателе.
  2. Резкое падение уровня антифриза в расширительном бачке.
  3. Повышение температуры охлаждающей жидкости выше нормы.
  4. Потеки на помпе или корпусе двигателя.
  5. Резкий запах антифриза.
  6. Появление масляных пятен в расширительном бачке.
  7. Помутнение моторного масла вследствие попадания охлаждающей жидкости.

В каждом из этих случаев требуется провести диагностику, поскольку причиной может быть, например, разрыв патрубка. Но при проблемах с водяным насосом лучшим решением будет замена помпы Лада Веста 1,6 или других моделей, оснащенных этим типом 16-ти клапанных моторов.

Инструмент для выполнения работы

Для выполнения работы не требуется сложного оборудования, но потребуется запастить специнструментом для снятия шестерен шкивов распределительного вала. Кроме того, нужно снять и снова установить ремень ГРМ. На двигателях ВАЗ 1,6 16V лучше одновременно менять ремень ГРМ и насос охлаждающей жидкости, который за это время, как правило, вырабатывает свой ресурс. Для замены помпы вам понадобится:

  • отвертка Т20;
  • ключи с головками на 13, 15, 17;
  • отдельно головки на 10, 16, 17;
  • головка Е12;
  • глубокая головка на 10 с маленькой трещоткой;
  • большая трещотка;
  • плоскогубцы;
  • удлинители для головок;
  • бита Т30;
  • шестигранник на 5;
  • спецключ для удержания шкивов распредвала;
  • комплект для замены ремня ГРМ;
  • рекомендуемая охлаждающая жидкость объемом 6 л;
  • новая помпа.

набор инструментов для замены водяной помпы ВАЗ

Практически весь инструмент можно найти в наборах стандартных ключей, спецключ можно приобрести в автомагазинах, как и комплект для замены ГРМ.

Процесс слива антифриза

Сначала аккуратно выкручивается пробка расширительного бачка для сброса давления в системе охлаждения двигателя. Снимается верхний патрубок расширительного бачка, который называется пароотвод. Он высвобождается от креплений и помещается в емкость, отлично подойдет прозрачная 5-ти литровая бутылка.

Далее можно действовать двумя способами. Первый наиболее удобный и эффективный. Закручивается пробка расширительного бачка и в отверстие, куда был присоединен пароотвод, нагнетается воздух из компрессора. Из патрубка пароотвода в подставленную емкость начнет выдавливаться антифриз.

компрессор и пароотводная трубка

Второй способ – использовать сливной болт, расположенный за стартером, но это непрактично. Если подобраться из ямы снизу, можно увидеть нижний патрубок системы охлаждения, который находится ниже сливного болта и при закрытой крышке расширительного бачка нужно снять хомут и слить антифриз, предварительно подставив емкость.

нижний патрубок радиатора

Даже при использовании первого способа с компрессором, сливать охлаждающую жидкость снизу все равно придется, но поток при этом будет не таким интенсивным. Патрубок при выполнении работы по замене помпы оставляем не присоединенным.

Замена помпы

Менять водяной насос на моторах Lada Vesta или LADA Largus начинаем с демонтажа ремня ГРМ. Далее требуется снять задний кожух ремня ГРМ, чтобы получить доступ к помпе. Сначала удаляются шестерни шкивов, для этого они удерживаются спецключом, а головкой на 17 выкручиваются крепежные болты. Шестерни должны выниматься без особых усилий, при необходимости их нужно немного раскачать. Одна из шестерен имеет задающий диск под датчик распредвала. Он сделан из тонкого листового металла и его нельзя повредить.

крепление помпы

Выкручиваются болты правой опоры двигателя. Для двух верхних креплений понадобится головка на 13, для двух нижних болтов – головка на 17. Головкой на 10 выкручивается верхний болт крепления заднего кожуха и боковой болт, находящийся немного левее помпы. После этого выкручиваются 2 болта, расположенные под шкивами распредвала, далее можно высвободить кожух, плоскогубцами отсоединить крепление жгута проводов и вынуть его. Особое внимание нужно обратить на то, чтобы не потерять резиновые втулки кожуха, иначе при установке придется их покупать.

Ключом Т30 выкручивается 3 болта, крепящие помпу на двигателе. Для этого используйте малую трещотку. Помпа извлекается вместе со старой прокладкой. Поскольку остатки антифриза продолжат стекать, внизу нужно поставить поддон. Удаляются остатки старой прокладки, посадочное место тщательно зачищается.

Перед заменой помпы посадочное место на ней и блоке двигателя лучше обработать герметиком. После этого устанавливается прокладка, а помпа монтируется на посадочное место. Делайте это аккуратно, чтобы прокладка не съехала, при затяжке соблюдайте равномерность.

Далее установите задний кожух системы ГРМ, при этом болты лучше усадить на фиксатор резьбы, даже если его нет с завода. Прикрутите шкивы и правую опору двигателя, при этом тоже лучше использовать фиксатор. Шкивы нужно затягивать динамометрическим ключом. После этого установите ремень ГРМ, и можно приступать к заполнению системы антифризом.

Прокачка охлаждающей жидкости

После замены помпы нужно сразу не забыть установить на место нижний патрубок, он крепится пружинным хомутом, который длительное время не требует замены. На расширительном бачке устанавливается патрубок пароотвода и тоже надевается хомут.

Охлаждающая жидкость заливается в расширительный бачок до максимального уровня. Антифриз лучше заливать тот, который рекомендует производитель. Поскольку система спуска воздуха в Лада Веста не предусмотрена, его можно произвести самостоятельно. Для этого требуется несколько раз сдавить верхний и нижний патрубок радиатора, в расширительном бачке появятся пузыри, а уровень жидкости снизится.

Антифриз снова доливается до максимального уровня. После этого необходимо запустить двигатель. Пока охлаждающая жидкость не нагрелась, нужно еще несколько раз сдавить патрубки, затем крышку бачка закрыть.

Важно! В систему охлаждения моторов ВАЗ 1,6 16V входит около 5,7 л антифриза, поэтому перед заменой помпы нужно позаботиться о ее нужном количестве.

Мотор должен отработать до тех пор, пока не включится вентилятор охлаждения на первой скорости. Двигатель работает при открытом термостате, оба патрубка должны быть теплыми, это говорит о том, что радиатор не завоздушен. Когда уровень антифриза стабилизируется, двигатель глушится. После остывания мотора до 40 градусов в бачок доливается недостающий антифриз. Для надежности несколько дней эксплуатации нужно следить за уровнем и при необходимости доливать охлаждающую жидкость. 

Видео: ЗАМЕНА ВОДЯНОГО НАСОСА ПОМПЫ НА ДВИГАТЕЛЕ ВАЗ 1,6 16V 21129

Заключение

Операция по замене водяного насоса на 16-ти клапанных  двигателях ВАЗ 1,6 проста, но требует последовательности и аккуратности. Рекомендовано не дожидаться, пока этот узел выйдет из строя, а менять его при замене ремня ГРМ, что избавит от многих проблем.

Таким же образом делают замену помпы на Лада Ларгус и других автомобилях ВАЗ, которые оснащены 16-ти клапанными двигателями 1.6.

Печать
Павел Александрович Белоусов

Белоусов Павел Александрович - г. Санкт-Петербург, автомеханик, высшее техническое образование (МАДИ), опыт работы в сфере обслуживания и ремонта автомобилей - 16 лет, есть опыт работы с разными марками машин

TopMekhanik.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector