Неисправности термостата и как его проверить

При сбоях в работе системы охлаждения ДВС нужно обратить внимание на термостат. Признаками выхода из строя этого устройства является два симптома – двигатель очень долго набирает свою рабочую температуру, а при низких температурах не набирает вообще. Второй признак – быстрый перегрев антифриза практически сразу после запуска двигателя. Если проверить систему охлаждения, то окажется, что  термостат заклинило в закрытом или открытом положении. Первая ситуация с плохим нагревом двигателя случается гораздо чаще.

демонтаж термостата с автомобиля

Что такое термостат и зачем он нужен

схема циркуляции охлаждающейжидкости в системе охлаждения авто

Термостат устанавливается абсолютно на всех моторах с жидкостной системой охлаждения. Они используется для максимально быстрого прогрева двигателя с последующим поддерживанием рабочей температуры. Устройство располагается на входе или выходе охлаждающей жидкости в блоке цилиндров в зависимости от конструктивных особенностей двигателя.

принцип работы термостата

Принцип работы термостата достаточно прост. Пока антифриз не достигнет нужной для нормальной работы температуры, термостат перекрывает его движение через радиатор по большому кругу. В результате двигатель быстро нагревается, достигая рабочей температуры. После достижения показателя рабочей температуры более 80 °С, термостат открывает большой круг системы охлаждения, пропуская антифриз уже через радиатор, где тот охлаждается. По достижению максимально допустимого показателя температуры, термостат пускает всю жидкость через большой круг, а малый перекрывает.

устройство автомобильного термостата

Устройство термостата тоже не сложное. В его основе находится цилиндр, наполненный церезином, по своим свойствам напоминающим воск. В него помещается резиновая вставка с металлическим штоком. При нагревании церезин превращается в жидкость и расширяется, при этом выталкивая из цилиндра металлический шток.

церезин

 Рассчитав степень выдвижения штока, в зависимости от температуры, разработчики высчитывают степень открытия термостата.  Цилиндр со штоком помещается в металлическую рамку, поэтому выдвигающийся шток перемещает цилиндр, открывающий поток жидкости в большой круг системы охлаждения, второй клапан одновременно перекрывает малый круг. Чтобы при охлаждении церезина шток возвращался на место, на него устанавливается пружина.

стандартный термостат

На некоторых термостатах дополнительно монтируется воздушный клапан, через который удаляются воздушные пробки, возникающие в системе охлаждения. На более сложных двигателях может быть несколько контуров охлаждения, каждый из которых контролирует свой термостат. Более современные устройства имеют электронную систему управления, они точнее контролируют температуру двигателя, но обладают более сложной конструкцией.

Проверка работы термостата без его снятия

Чтобы проверить термостат, не снимая его с двигателя, проводить процедуру лучше сутра, когда мотор полностью остыл. Автомобиль нужно завести и прогреть, доведя до температуры около 70 °С.

Как только температура антифриза достигла показателя 70 °С, нужно открыть капот. В подкапотном пространстве требуется найти верхний (входящий) и нижний (выходящий) из радиатора охлаждения резиновые патрубки. При температуре в 70 °С верхний патрубок должен быть теплым, а нижний будет холодным. Когда температура достигает показателя 80-82 °С, термостат приоткрывается и нижний патрубок станет нагреваться. При 90 °С температура трубок сравнивается, значит работоспособность термостата в норме, он открывается в штатном режиме.

Сигналом, что термостат не сработал, служат два основных признака:

  1. При достижении 70 °С температура нижнего и верхнего патрубков радиатора практически одинакова. Это один из признаков неисправности термостата, указывающий на то, что он заклинил в открытом положении. При этом он пропускает охлаждающую жидкость только по большому кругу, не перекрывая малый. В результате двигатель будет очень долго прогреваться.
  2. После достижения 70 °С верхний патрубок продолжит нагреваться до температуры 100 °С и выше. В то же время, нижний патрубок останется холодным. Это означает, что термостат заклинил в закрытом положении. В результате охлаждающая жидкость проходит только по малому кругу, не попадая в радиатор, что неизбежно приведет к перегреву двигателя.

нижний и верхний патрубки

При неправильном функционировании системы охлаждения, перегреве или медленном нагреве антифриза, очень важно проверить работу термостата. Это позволит вовремя определить неисправность и произвести замену узла. Если этого не сделать, могут возникнуть гораздо более сложные проблемы.

При заклинивании в закрытом положении, двигатель будет постоянно перегреваться и в результате скоро потребуется его капитальный ремонт, поскольку постоянный перегрев приведет к деформации внутренних деталей мотора.

Негативные последствия при незакрытом термостате скажутся не так быстро, но будут столь же печальны. Прежде всего, езда на холодном двигателе существенно увеличивает расход топлива, мотор активнее расходует масло, ухудшаются его динамические характеристики. Между цилиндром и кольцами постоянно остаются зазоры, что приводит к ускоренному износу поршневой группы. В результате, эксплуатируя двигатель с заклинившим в раскрытом виде термостатом, владелец сначала переплачивает за топливо, а затем все равно приходит к преждевременному капитальному ремонту двигателя.

При выявлении проблем с работой термостата, этот узел подлежит замене и не ремонтируется. Он имеет доступную цену и меняется без применения сложного оборудования или специальных знаний. Все работы делаются на холодном двигателе, чтобы не обжечься горячей охлаждающей жидкостью. Для начала нужно слить часть антифриза так, чтобы он не брызнул из патрубков при демонтаже этого термостата. Это делается через специальную пробку или в нижней части рубашки охлаждения при открытом расширительном бачке. После этого снимаются патрубки, удерживающие термостат, он демонтируется и устанавливается новый, при необходимости затягиваются новые хомуты. Обращаем внимание на целостность патрубков, если они будут повреждены, антифриз будет вытекать из системы охлаждения.

Заключение

При нештатной работе системы охлаждения обязательно проверяем термостат, поскольку часто именно он является причиной возникшей проблемы. Главные признаки возникновения проблемы с этим узлом – медленный или слишком быстрый нагрев двигателя. После проведения диагностики, если причина в этом устройстве, его нужно как можно быстрее заменить. Если этого не сделать вовремя, неизбежно возникнут проблемы, которые приведут к серьезной поломке ДВС, для исправления которых потребуется дорогостоящий капитальный ремонт.

Печать
Павел Белоусов
TopMekhanik.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector