Современные бензиновые двигатели с инжекторной системой подачи топлива, в том числе, ВАЗ 2110, оборудуются форсунками. При их засорении падает эффективность работы двигателя, повышается расход топлива, затрудняется запуск холодного двигателя, существенно ухудшается динамика.
Поскольку замена данной детали обойдется достаточно дорого, при целостности клапана эффективнее промыть форсунки на ВАЗ 2110. Это обойдется гораздо дешевле, но требует наличия определенного оборудования. Тем не менее, владельцу будет полезно знать, как и чем промываются форсунки, особенности проверки их работоспособности. Правильно очищенные форсунки ничем не уступают новыми деталям и, при правильной эксплуатации проходят не меньше.
Причины и последствия засорения форсунок
Конструкция форсунки двигателя внутреннего сгорания обеспечивает равномерное распыление топлива по камере, чтобы обеспечить оптимальные характеристики при его сгорании. Но отечественные реалии таковы, что бензин на многих отечественных заправках не отличается высоким качеством, что и приводит к проблемам.
При работе двигатель неизбежно нагревается, то же происходит и с форсунками. Если у мотора есть специальная система охлаждения, то температура форсунок снижается поступающих в них бензином. После выключения двигателя поступление бензина прекращается, и температура форсунки неизбежно повышается. Если топливо некачественное, происходит испарение легких фракций, а тяжелые остаются в форсунке, постепенно закоксовывая и забивая их.
Кроме того, в некачественном бензине бывают твердые включения. Причем твердая частичка в 4 мкм, которую сложно увидеть даже в обычный микроскоп, при попадании в канал форсунки снижает ее пропускную способность на 25 %. Более мелкие частицы приводят к ухудшению распыления, форсунка начинает прокапывать.
Основные последствия при засорении или закоксовывании форсунок – падение тяги двигателя и увеличение расхода топлива. Если не обратить внимания на поломку, начинаются проблемы с холодным запуском двигателя, двигатель перестает отвечать на нажатие педаль газа, может просто перестать работать из-за недостатка топлива.
Разборка и извлечение форсунок
Существует технология беразборной очистки форсунок, когда рампу не нужно снимать с двигателя. Но оборудование для данной процедуры редкость, а после нее обязательно требуется замена свечей зажигание и моторного масла, что существенно удорожает процедуру. Поэтому большинство автовладельцев предпочитают почистить форсунки на ВАЗ 2110 при помощи классической технологии и оборудования.
Перед началом работы нужно открутить впускной коллектор, расположенный в верхней части блока. При этом нужно быть осторожным, работе могут помешать гидроусилитель руля и радиатор кондиционера, если они установлены на автомобиле. После выкручивания креплений с форсунок снимаются разъемы, только после этого можно поднять и аккуратно извлечь впускной коллектор. В процессе работы его тоже нужно прочистить и продуть, чтобы работа двигателя происходила в штатном режиме.
Из топливной рампы выкручивается подача бензина, обязательно извлекается резиновое уплотнительное колечка, которое идет под замену. Чтобы снять саму рампу потребуется шестигранник на 6, которым нужно открутить 2 болта. Извлекать рампу нужно очень осторожно, чтобы во впускные каналы не упала никакая деталь.
Процесс очистки
После снятия рампы нужно внимательно осмотреть форсунки. Резиновые уплотнительные кольца на них, как правило, трескаются и деформируются из-за высокой температуры, поэтому обязательно меняются. При работе нужно соблюдать осторожность, поскольку из рампы будут вытекать остатки бензина.
Далее снимаются фиксаторы, удерживающие форсунки на рампе, это можно сделать просто рукой, без всякого инструмента. После этого они просто вынимаются из посадочных гнезд, с уплотнительными кольцами, которые тоже желательно заменить, хоть они изнашиваются не так интенсивно.
На первом этапе очистки форсунки нужно тщательно промыть снаружи чистым бензином. Для этого лучше использовать плотную кисточку, а по окончанию процедуры продуть. Это нужно для того, чтобы при дальнейшей обработке исключить риск попадания мусора с внешних поверхностей вовнутрь детали.
На следующем этапе производится внутренняя чистка форсунок ВАЗ 2110 при помощи специального оборудования и материалов. Для прочистки целесообразно использовать специальную жидкость INJECTION SYSTEM PURGE, подходящую как для бензиновых, так и для дизельных двигателей. Кроме того, профессионалы используют специальную ультразвуковую ванночку и систему продувки форсунок под давлением.
Для ультразвуковой очистки применяется прибор ULTRASONIC, генерирующий определенный спектр ультразвуковых частот. Форсунки подключаются к прибору и помещаются в ультразвуковую ванночку, так чтобы они полностью покрывались жидкостью. При этом не нужно боятся, что она попадет на контакты – это не принесет никакого вреда.
Перед началом очистки при помощи прибора проверяется электрическое сопротивление форсунок, которое должно находиться в пределах 14-16. Данные показания высвечиваются на экране устройства. Для эффективной очистки выставляется режим TEST с частотой 50 Гц, напряжением 15 В, амплитудой 1,9 мS. В таком режиме форсунка работает в режиме насоса постоянно пропуская через себя очищающую жидкость. В процессе работы от ультразвуковых волн может возникать вскипание жидкости – это нормально. При этом не нужно бояться того, что вышедшая грязь снова зайдет в каналы, опыт показывает, что подобного не происходит. В такой ванночке нельзя чистить форсунки с тефлоновым и другими покрытиями.
После прохождения цикла очистки форсунки устанавливаются на стенд для тестирования, где проверяется их работоспособность. Он представляет собой стандартную топливную рампу, подключенному к специальной емкости, куда под давлением закачивается жидкость для очистки. Под форсунки устанавливаются емкости, куда будет сливаться жидкость.
В начале тестирования в емкость заливается жидкость и закачивается воздух с давлением 5 атмосфер. Делать это нужно постепенно, чтобы под таким давлением форсунки не выстрелили. При этом нужно учитывать, что жидкость токсичная и позаботиться о качественной вентиляции. В течение 1 минуты форсунки должны удерживать жидкость и оставаться сухими.
Включается прибор ULTRASONIC уже в режиме промывки, затем в режиме «Форсаж» с максимальной амплитудой колебаний. Жидкость под давление проходит попарно, сначала на 1 и 2, затем на 3 и 4 форсунки. При этом нужно удерживать давление в районе 4 атмосфер, периодически подкачивая ресивер.
В процессе тестирования нужно проследить за факелом распыла, который должен быть равномерным. После того, как заканчивается жидкость для промывки, ее уровень в каждой из емкостей должен быть одинаковым. В процессе промывки она будет загрязняться, дополнительно очищая внутренности форсунок. Если в одной из емкостей уровень жидкости ниже, эту форсунку нужно повторно поместить в ультразвуковую ванну и провести еще один цикл очистки.
Заключение
Чистка форсунок на ВАЗ 2110 и других моделях, оборудованных шестнадцатиклапанным двигателем этой модели достаточно сложный процесс, требующий определенных знаний и специального оборудования. Если автовладелец знает порядок и последовательность действий, он сможет оценить, насколько качественно проведена очистка и тест. Правильно очищенные форсунки с замененными уплотнителями прослужат не меньше, чем новые, что позволяет существенно сэкономить средства.