Как раскинуть кольца и установить поршень ВАЗ 2108-10-15

Поршневые кольца устанавливаются на поршень внутри цилиндра двигателя внутреннего сгорания и выполняют несколько важных функций, включая повышение компрессии внутри цилиндра и изоляцию масляного картера от газов, образующихся в результате сгорания топлива. Эти детали помогают рассеивать лишнее тепло, препятствуя перегреву поршневой группы, а также распределяют смазку по поверхности цилиндра, что повышает ресурс двигателя.

Признаки проблем с поршневыми кольцами

На большинство моторов, в том числе и автомобилей семейства ВАЗ 2108-10-15, на каждый поршень устанавливается 3 кольца – два компрессионных и одно маслосъемное. Этого достаточно, чтобы обеспечить нужный показатель компрессии, не снижая КПД двигателя за счет избыточно возросшей силы трения. Поршневые кольца снижают свою эффективность по двум основным причинам – износ или залегание, в редких случаях они лопаются, оставляя задиры в середине цилиндра. Узнать о проблеме с поршневыми кольцами можно и не разбирая двигатель, достаточно появления нескольких признаков:

  1. Повышение расхода масла сверх нормы.
  2. При запуске холодного двигателя появляется сизый дым, означающий, что масло попадает в камеры сгорания цилиндров.
  3. Появление следов масла в охлаждающей жидкости.
  4. Снижение мощности мотора.

Своевременная замена поршневых колец позволит избежать появления задиров в цилиндрах, которые приведут к более трудоемкому и дорогостоящему ремонту.

Особенности установки поршня с новыми кольцами

При установке необходимо правильно раскинуть их зазоры колец, чтобы не нарушить компрессию внутри цилиндра. Для этого нужно выполнить определенные требования по установке и взаимному размещению этих зазоров.

Перед установкой колец двигатель полностью разбирается, закупаются новые кольца на поршни, после чего можно начинать установку. На первом этапе нужно подогнать кольца под размер цилиндра. Поршневое кольцо закладывается в верхнюю часть цилиндра и при помощи щупа замеряется зазор разомкнутой части. Задор должен находиться в пределах 0,2-0,4 мм, оптимальный вариант – 0,3 мм. Эта процедура повторяется со всеми кольцами, сначала компрессионными, затем маслосъемным. Если зазор меньше чем нужно, край кольца аккуратно подтачивается надфилем.

замер зазора кольца ВАЗ щупом

При установке колец необходимо расставить зазоры таким образом, чтобы они не находились один напротив другого, поскольку это приведет к резкому снижению компрессии, и раскаленные газы будут прорываться из цилиндра в масляный картер. Предлагается два основных варианта раскидки колец – на 180 и на 120 градусов.

Раскидка на 180 градусов

Для раскидки колец в качестве ориентира берется положение пальца цилиндра. Первое или нижнее кольцо устанавливается под углом 90 градусов к оси пальца цилиндра. Следующее кольцо должно иметь зазор под углом 180 градусов к предыдущему, то есть он выходит на диаметрально противоположную сторону цилиндра. Третье кольцо снова выводит зазор под углом 180 градусов, но уже ко второму. Это обеспечивает высокий уровень компрессии, и не дает продуктам сгорания топлива под высоким давлением прорываться в картер.

раскидка на 120

Раскидка на 120 градусов

В этом случае зазоры колец располагаются под углами 120 градусов одно относительно другого, образуя своеобразную схему звезды Мерседеса. Первое кольцо устанавливается перпендикулярно пальцу, второе под углом 120 градусов, третье еще под углом 120 градусов. Такая схема незначительно снижает компрессию, но позволяет более равномерно распределять давление.

точки расположения зазоров

Маслосъемная пружина тоже имеет технологический зазор. При установке необходимо, чтобы он оказался под углом 180 градусов к зазору верхнего кольца. Сначала устанавливается маслосъемная пружина, затем кольцо.

поршень ВАЗ 2110 с кольцами

Далее нужно установить второе и третье компрессионные кольца.  Второе кольцо нужно устанавливать кверху надписью ТОР, оно немного толще третьего, в чем можно убедиться, примерив его к канавкам на поршне. Это кольцо плотно входит во вторую канавку и не входит в третью. После этого устанавливается третье или верхнее компрессионное кольцо, его можно устанавливать любой стороной, это не имеет никакого значения. После установки нужно поверить взаимное расположение зазоров или раскидку по одной из схем.

Установка поршня с новыми кольцами

Перед установкой поршня края шейки шатуна нужно хорошо очистить от нагара. Во внутрь устанавливается вкладыш, который обильно смазывается моторным маслом. Еще раз проверяется раскидка колец согласно схеме, после чего они и юбка поршня тоже смазываются. Поршень устанавливается в блок, при этом нанесенная на него стрелка должна смотреть на переднюю часть двигателя. Чтобы кольца не повредились, на поршень надевается обжимка, после чего он аккуратно забивается в цилиндр. Делать это лучше деревянным молотком. Забивать нужно только те поршни, которые при данном положении коленвала находятся в нижней точке, например, 1 и 4.

забивка поршня в обжимке

После этого блок переворачивается, и шейка поршня подтягивается к коленчатому валу. Замки на шейке и шатуне совмещаются, после чего производится сборка. Сначала гайки только наживляются, после чего затягиваются с усилием 5 кг. После установки поршня при помощи рожкового ключа проверяем, вращается ли коленвал. Для установки 2 и 3 цилиндра вал нужно провернуть на 180 градусов, чтобы они тоже оказались в нижней мертвой точке, и операция повторяется. После этого производится сборка и проверка двигателя.

Заключение

Замена колец на автомобильном двигателе достаточно сложная и трудоемкая операция, требующая определенных навыков. Но даже поручая работу мастеру, владелец должен иметь преставление о раскидке зазоров колец, которая требуется для наиболее эффективной работы мотора.

При желании замену колец можно сделать самостоятельно в условиях гаража, но при этом нужно учесть все особенности их установки и подгонки. Важно понимать, что при первых признаках снижения компрессии из-за износа или залегания колец, необходимо произвести их замену, чтобы не получить задиры на цилиндрах или другие еще более неприятные последствия.

Печать
Павел Белоусов
TopMekhanik.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector