- Причины появления задиров в цилиндре
- 1. Перегрев
- 2. Механические воздействия
- 3. Человеческий фактор
- ДВС. Группа риска
- Период обкатки
- Конструктивные особенности
- Неисправности
- Профилактика появления задиров
- Заключение
- Видео: Настоящая ПРИЧИНА ЗАДИРОВ в двигателе G4KD | Как избежать задиры в цилиндрах Kia, Hyundai ?
Корректная работа цилиндропоршневой группы (ЦПГ) предполагает наличие надежной масляной пленки в зазоре между поршнем и стенкой цилиндра. Когда детали контактируют на сухую, возникает задир. Это не нормальный износ, а грубое местное повреждение. Задир может возникнуть даже на новом двигателе.
Причины появления задиров в цилиндре
Рассмотрим причины, приводящие к сухому трению.
1. Перегрев
Перегрев случается общий и местный.
Общий перегрев связан с неисправностями системы охлаждения, банальной нехваткой охлаждающей жидкости (ОЖ). Его симптомами являются:
- Повышение температуры ОЖ, заметное на приборе.
- Закипание ОЖ. Она прорывается через крышки радиатора, расширительного бачка. Из под капота идет пар.
- Падение температуры в салоне. Нехватка жидкости для работы отопителя.
При перегреве необходимо выключить двигатель, дать ему остыть, по возможности исправить положение, например, долив ОЖ, или приостановить эксплуатацию — отправиться в ремонт на эвакуаторе. Перегретый мотор сразу заводить нельзя. Дело в том, что после остановки циркуляция охлаждающей жидкости тоже прекращается. Накопленная в поршне тепловая энергия не отводится в рубашку блока, а идет на расширение детали. Зазор между гильзой и тронком исчезает. Если в этот момент начать проворачивать коленчатый вал, в сопряженной паре возникает сухое трение и задиры на зеркале цилиндров. А если мотору дать остыть, шансы вернуть его к нормальной эксплуатации значительно повысятся.
Признаками того, что появились задиры в поршневой группе, или что цилиндро-поршневая группа ЦПГ изношена являются:
- падение мощности;
- уменьшение компрессии;
- возрастание расхода топлива;
- увеличение расхода масла;
- стук в ЦПГ.
Для общего перегрева характерны относительно равномерные задиры по всей поверхности сопряженных деталей.
Местный перегрев может быть вызван:
- закоксовкой поршневых колец;
- калильным зажиганием;
- неудовлетворительной работой форсунок охлаждения.
Локальный нагрев деталей не отражается на панели приборов. Часто обнаруживаются только его последствия.
2. Механические воздействия
Инородные частицы, попадающие в цилиндр, вызывают задир в цилиндре и на поршне.
К ним относятся:
- Механическая взвесь в масле. Причины их возникновения — это применение некачественной смазки, нарушение сроков замены масла, фильтров. Это не только продукты износа. В старом масле концентрация кислоты преобладает над содержанием щелочи, что и вызывает появление механических примесей.
- Жесткие частицы нагара.
- Частицы решетки катализатора.
- Отдельно попавшие частицы вызывают характерные вертикальные следы задиров риски, борозды.
- Отвалившийся электрод свечи способен серьезно травмировать ЦПГ.
3. Человеческий фактор
Некачественная, грязная, сборка — причина возникновения задиров на поршнях и их направляющих. Яркий пример неквалифицированной сборки — выход поршневого пальца. Если при монтаже не установлено стопорное кольцо, либо палец некорректно вставлен при горячей посадке в гнездо, палец постепенно выдвигается и задирает поверхность цилиндровой втулки. Далее он буквально фрезерует гильзу.
Признак дефекта — сильное повышение давления картерных газов и большой расход масла.
Слишком тугая сборка верхнего шатунного сочленения приводит к тому, что расширяясь при нагреве, палец деформирует поршень и тот касается поверхности цилиндра.
Некачественная расточка блока, ошибка при подборе поршней, уменьшенные тепловые зазоры поршневых колец также приводят к образованию задиров.
ДВС. Группа риска
Текущее состояние, а также особенности устройства конкретного двигателя обязывает владельцев и профессионалов быть особо внимательными и ответственными.
Период обкатки
В группе риска моторы, находящиеся на обкатке. Первые часы эксплуатации очень важны для двигателя, а некоторые режимы опасны. Так, например, на высоких оборотах коленчатого вала (КВ) необкатанные кольца слабо прижимаются к стенкам, иногда отрываются от них, что приводит к уменьшению отвода тепла от поршня. Расширившись, последний вызывает повреждение цилиндра и повреждается сам. Некоторые владельцы при обкатке подолгу гоняют мотор на холостых оборотах. Это не правильно. Во-первых, длительная работа на холостых не полезна для мотора из-за низких температур в камере сгорания (КС). А при обкатке в период работы на холостом ходу, обороты должны быть повышены примерно до 1200 об/мин. Иначе в картере двигателя не образуется достаточный масляный туман, необходимый для смазки деталей, сухое трение приводит к образованию задиров.
По той же причине недопустим низкий уровень моторного масла в картере.
Конструктивные особенности
Современным моторам вред наносят катализаторы, их несвоевременная замена. Их соты перекрываются, мешая выходу отходящих газов. В то же время решетки разрушаются и жесткие, часто керамические, частицы забрасываются в КС, приводя к повреждениям. Причиной преждевременного выхода из строя катализатора является слишком высокая температура на выпуске. В частности она возникает при применении низкооктанового бензина, детонации.
При этом важно, как конструктивно расположен катализатор. Чем он ближе к выпускным клапанам, тем больше вероятность попадания его частиц в камеру сгорания. Удаленность от головки блока уменьшает риск повреждения ЦПГ. На моторах с наддувом нагнетатель препятствует попаданию керамических обломков в КС, поскольку расположен между головкой блока и катализатором.
Блоки многих современных моторов сделаны из алюминиевых сплавов и более подвержены возникновению задиров чем, например, чугунные.
Короткий тронк высокооборотного мотора более склонен к перекосу внутри втулки цилиндра, точечному касанию гильзы. Поршень с высокой направляющей частью гораздо ровнее опирается большой площадью на стенку цилиндра через масляную пленку.
Судя по информации в сети, владельцы отмечают признаки задиров поршневой группы у некоторых моделей Hyundai и Kia c мотором G4KD. Среди вероятных причин неисправности называют слабый масляный насос, неудачное расположение катализатора и отсутствие масляных форсунок охлаждения поршней с короткой направляющей частью.
Неисправности
Попадающий в камеру сгорания в избытке бензин смывает необходимую смазку, ухудшает условия трения. Так происходит с карбюраторными двигателями, прогреваемыми на подсосе.
У инжекторных моторов с форсункой входящей непосредственно в цилиндр то же явление наблюдается из-за подтекания топлива через распылитель во время стоянки. Бензин смывает масло, далее происходит сухое трение на запуске.
Также в масло может попасть топливо и антифриз, что резко ухудшит качество смазки.
Устранение дефектов
После дефектации ЦПГ, подверженной образованию задиров, возможны следующие варианты восстановления ДВС:
- Замена поршней и колец.
- Расточка блока и установка поршней и колец ремонтного размера.
- Перегильзовка блока под старые или новые поршни.
Профилактика появления задиров
Средством профилактики, нивелирования дефектов ЦПГ можно назвать разнообразные присадки к моторному маслу. Их действие направлено на некоторое восстановление размеров деталей, сглаживание изъянов, нормализации зазоров, удержанию надежной масляной пленки и т. д. В результате их применения может повыситься компрессия, мощность мотора, сократиться расход топлива и масла. Двигатель защищается от износа в момент запуска, при недостатке масляного тумана в картере, и когда масло теряет вязкость. Однако, не стоит преувеличивать. Действия присадок ограничены. При наличии серьезного задира без «хирургического вмешательства» не обойтись.
Применяя добавки в масло убедитесь в качестве товара, и используйте его по назначению. Внимательно изучите от чего «лечит» препарат.
Заключение
Избежать возникновения задиров поршней поможет:
- Своевременное, грамотное техническое обслуживание.
- Применение качественных технических жидкостей и расходных материалов.
- Своевременный ремонт, поддержание общего «здоровья» двигателя. Ведь, как видно из вышесказанного, причины задиров в цилиндре кроются и в неисправности системы охлаждения и в катализаторе, в попадании бензина в КС, закоксовке двигателя, и во многом другом.
- Грамотная обкатка, разумная нагрузка мотора, правильный прогрев и другие эксплуатационные моменты.
От задиров также очень хорошо помогает чтение познавательных статей о двигателях внутреннего сгорания и тонкостях общения с ними.