Почему выдавливает и выкидывает масло через сапун?

Выброс масла через сапун — нехороший симптом и, как правило, говорит о критическом состоянии двигателя. Чем раньше принять меры, тем больше шансов обойтись наименьшими финансовыми и временными затратами. 

сапун на двигателе

Сапуном ДВС называется клапан, в системе вентиляции картера. Через него проходят очищенные газы, и после очистки они вновь поступают на линию всасывания. У старых автомобилей выход газов выводился в атмосферу. Это самый простой, но не лучший вариант.

Откуда берутся картерные газы

Продукты горения топлива под давлением прорываются в картерное пространство через неплотности цилиндро-поршневой группы. На новом двигателе этот прорыв минимальный. Лабиринт колец преодолевает незначительная часть газов. По мере износа колец и втулок цилиндров тепловые зазоры увеличиваются, прилегание сопряженных пар ухудшается. На больших оборотах кольцо не всегда успевает изменять диаметр, скользя по бочкообразным поверхностям гильз, оно отрывается от стенки цилиндра, и в образовавшуюся щель устремляются газы.

Прорыву продуктов горения способствует закоксовка ЦПГ. Кольца, находятся в вязкой среде масляного нагара, и они перестают нормально функционировать — вращаться, плотно прижимаясь к стенкам.

В результате давление газов нарастает, вся система вентиляции картера засоряется и перестает нормально действовать.

система вентиляции картерных газов

В состав картерных газов входят:

  • продукты горения топлива;
  • масляные пары. Смазка нагревается, становится менее вязкой, разбрызгивается;
  • водяные пары, попадают через неплотности соединений, трещины в шлангах, систему вентиляции;
  • пары охлаждающей жидкости, если в моторе существует негерметичность. 

Признаки выброса масла через сапун

масло на воздушном фильтре

Утечке масла через сапун могут сопутствовать следующие явления:

    • повышенный расход смазки;
    • двигатель работает неравномерно, троит;
    • падение мощности;
    • ухудшение запуска;
    • протечка масла через неплотности соединений системы вентиляции;
    • попадание масла во впускную воздушную магистраль;
    • замасливание элемента воздушного фильтра;
    • выдавливание сальников;
    • выталкивание щупа;
    • дымность;
    • характерный масляный нагар на свечах.

Диагностика

Когда через сапун идет масло, говорят “мотор сапунит”. Обычно механики отсоединяют патрубок вентиляции, или вынимают маслянный щуп на работающем двигателе. Интенсивное парение, брызги смазки свидетельствуют о повышенном давлении в картере. 

Первоначально масло выкидывает через сапун в виде паров. Заметив первые признаки утечки нужно в первую очередь определить направление поиска неисправности.

Возможно два варианта:

  1. Неисправна система вентиляции картерных газов.
  2. Неисправна цилиндро-поршневая группа (ЦПГ).

Чтобы подтвердить или отбросить первую причину, систему разбирают и тщательно очищают, моют компоненты, заменяют детали на новые. Свечи, карбюратор, высоковольтные провода, элемент воздушного фильтра, словом все, что пострадало от смазки и нарушает работу двигателя. Если после пробной эксплуатации масло по-прежнему гонит через сапун, приступают к обследованию ЦПГ. 

  • Первый, классический способ диагностики — замер компрессии. Это максимальное давление сжатия в камере сгорания, полученное при вращении коленчатого вала (КВ) стартером. Она производится при помощи компрессометра, обычно при прогретом двигателе. Прибор представляет собой манометр с невозвратным клапаном и устройством сброса показаний. После снятия свечей он прижимается обрезиненным конусом к свечному отверстию. Коленвал проворачивают стартером до тех пор, пока давление не перестанет нарастать. На старых машинах нормативы компрессии прописывались в руководстве, а современные издания больше предлагают ориентироваться на степень сжатия, умножая ее на некий коэффициент.

Существуют компрессометры, которые не нужно удерживать рукой. Они вкручиваются в отверстие, и такой тип устройств применяется на дизелях, т.к. из-за высокого давления ручной прибор не удержать. Замер компрессии на дизельном моторе сложнее, потому что предполагает снятие форсунок, либо свечей накаливания. Эта процедура более трудоемкая и квалифицированная, чем демонтаж свечей. 

Показатель определяет неисправный цилиндр, но не дает ответов на все вопросы.

  • Доступный метод исследования — нагнетание воздуха в неисправный цилиндр. Коленчатый вал необходимо повернуть до положения закрытых клапанов, при максимально опущенном поршне. Воздух из компрессора подается в свечное отверстие. Помощник в это время слушает, где он будет выходить с шипением. Возможно, воздух зашипит в выхлопной трубе, или во всасывающем коллекторе — это клапана. Звук может послышаться в соседнем цилиндре, в расширительном бачке. В обоих случаях наиболее вероятен пробой прокладки головки блока. Зашипело в картере — похоже на неисправность ЦПГ.
  • Проверить состояние поршневой группы можно налив в цилиндры керосина.
  1. Установите поршни на одинаковом уровне.
  2. Залейте в отверстие керосин. 
  3. По скорости падения уровня жидкости судят о состоянии ЦПГ.

Прим: Масло после такого эксперимента следует сменить.

  • К современным, но доступным для любителя, методам диагностики относится эндоскоп. Прибор представляет собой зонд, с видеокамерой на конце. Устройство подключается к компьютеру. Опустив зонд в цилиндр через свечное отверстие, рассматривают, фотографируют интересующие фрагменты. Наросты гари на клапанах, задиры стенки цилиндра, состояние хонинговки, днище поршня — все это можно рассмотреть и сфотографировать. 

Для принятия решения следует всесторонне изучить проблему, ведь каждый из методов диагностики имеет свои возможности и ограничения. Так, например, при нагнетании воздуха в цилиндр, нельзя слишком низко опускать поршень — неизбежно открывается выхлопной клапан ГРМ. А ведь именно внизу гильзы может скрываться дефект. Судить о причине, по которой через сапун гонит масло, нужно по совокупности наблюдений.

Устранение неисправности

замасляные поршневые кольца

Неисправность устраняют в зависимости от результатов диагностики. Возможны следующие варианты:

  1. Очистка/ремонт вентиляции картера.
  2. Раскоксовка двигателя.
  3. Аварийный текущий ремонт (например, замена колец, поршней).
  4. Капитальный ремонт. При полном износе ЦПГ требуется замена деталей, включая гильзы цилиндров (расточка блока). В этом случае обычно делают капитальный ремонт мотора. 

На начальных стадиях неисправности в вентиляционный тракт устанавливают дополнительные маслоотделители — изделия из витой проволоки.  

В заключении нужно отметить основные моменты диагностики:

Важно точно определить характер и локацию неисправности, по причине которой масло выбрасывает из сапуна

  • подтвердить или отклонить версию неисправности системы вентиляции;
  • проверить мотор на наличие смежных неисправностей (клапаны, прокладка ГБЦ);
  • понять, требуется ли двигателю раскоксовка. Возможно зашлакованный мотор не изношен, тогда и разбирать его не придется. Достаточно будет воспользоваться химическими средствами;
  • определить конкретно неисправный цилиндр. Если, например лопнуло кольцо на одном из поршней, а прочие ЦПГ (по результатам исследований) в хорошем состоянии, полная разборка не понадобится. Это тем более сократит расходы, если двигатель имеет раздельные головки на каждый цилиндр, группу цилиндров.

Отметим, что двигатель внутреннего сгорания — не единственный механизм, на котором применяется сапун. В автомобилях это коробки передач, мосты и пр. Они обеспечивают сброс избыточного давления в атмосферу. Причиной повышения давления масляных паров является трение, расширение рабочей жидкости. Чтобы смазка не вытекала через сапун, или прокладки, сальники приводов, они тоже требуют нехитрого ухода.

Печать
Павел Александрович Белоусов

Белоусов Павел Александрович - г. Санкт-Петербург, автомеханик, высшее техническое образование (МАДИ), опыт работы в сфере обслуживания и ремонта автомобилей - 16 лет, есть опыт работы с разными марками машин

TopMekhanik.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector