Почему масло попадает в камеру сгорания?

В процессе работы двигателя смазка неизбежно попадает в цилиндры двигателя. Более того, ее слой необходим, однако он должен быть минимальным. Выражение «кашу маслом не испортишь» к ДВС не применимо.

масло в цилиндре

На внутренней поверхности гильзы цилиндра заводом выполняется хонинговка — насечка в виде сетки из наклонных параллельных линий, направленных в одну и другую сторону. Она то и задерживает необходимое количество смазки на стенках цилиндра. Также она помогает кольцам вращаться и изнашиваться равномерно. Лишнее масло на стенках цилиндров удаляется маслосъемным кольцом. Мизерное количество сгорает в цилиндре. В исправном двигателе угар моторного масла так мал, что уровень на щупе практически не изменяется от замены до замены.

Причины попадания смазки в камеры сгорания

Существуют три пути проникновения смазочной жидкости в надпоршневое пространство:

  1. Цилиндро-поршневая группа.
  2. Маслосъемные колпачки.
  3. Вентиляция картера.

Износ цилиндро-поршневой группы (ЦПГ)

Наиболее интенсивно в ЦПГ изнашиваются поршневые кольца. Увеличиваются их тепловые зазоры, происходят отклонения от круглости.

Хонинговка стирается, поверхность гильзы становится гладкой, ее внутренний диаметр увеличивается, появляется эллипсность, конусность, случаются задиры. Редкая неисправность — выход поршневого пальца. Это обычно происходит в результате некачественной сборки. Двигаясь из поршня он буквально фрезерует поверхность втулки цилиндра, делая на ней аккуратные выборки.

Масло попадает в камеру сгорания (КС) непосредственно через неплотности в трущихся парах, а также через вентиляцию картера. Газы через кольца прорываются в картер, создавая в нем повышенное давление, и в результате газо-маслянная смесь обильно устремляется на всасывание, через систему сепарации, которая не справляются с потоком.

Не держат маслосъемные колпачки

маслосъмный колпачок в моторе

Маслосъемные колпачки предназначены для удержания смазки от проникновения в зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой. Колпачки являются резиновыми сальниками, охватывающими эластичной частью стержень клапана. Для уплотнения они охвачены пружинками. Уплотнители со временем изнашиваются, твердеют, теряют гибкость. Потере своих свойств и скорейшему износу способствует перегрев мотора. Бывает, что соскакивает пружинка, или сам колпачок слетает с посадочного места — направляющей втулки клапана. Выработка последних способствует повышенному износу резины. При этом изнашивается и стержень клапана. В результате в сопряженной паре образуется люфт, и клапан разбивает маслосъемный колпачок, шатаясь из стороны в сторону, либо прижавшись к одной стороне.

Вентиляция картера

Неисправности системы маслоотделения связаны как правило с загрязнением ее компонентов, выходе из строя клапана сапуна.

Закоксовка мотора

закоксованный поршень

Нарастание слоя нагара на деталях двигателя делает узлы практически неисправными, хотя износа может и не быть. В негодность приходит вентиляция картера, сильно достается ЦПГ. Поршневые кольца «залегают». Покрытые вязкой смесью, они залипают в своих канавках, не создают компрессию, пропускают картерные газы, не снимают лишний смазочный материал со стенок цилиндра, А кроме того способствуют плохому отведению тепла и в конечном счете увеличению износа.

Закоксовке способствует длительная работа ДВС на холостых оборотах. Это часто проявляется на дизель-генераторах, которые работают лишь иногда, и то ради проверки и в холостую. В этом режиме температура горения топлива низкая, и смазка, предназначенная «на угар», не сгорает. Она выходит черной массой через стыки выхлопной системы и выглядит не эстетично. Такому двигателю нужно дать поработать с нормальной нагрузкой.

Изменение состава смазки

Расход масла, неподходящего конкретному двигателю, не может быть показательным. Объективно судить о наличии неисправности можно только испытав агрегат на рекомендованной заводом жидкости.

На прорыв смазки в цилиндры двигателя влияет попадание в него охлаждающей жидкости или топлива. Бензо-масляная смесь, эмульсия, легче пойдут в цилиндры всеми рассмотренными путями. Эксплуатацию такого мотора нужно приостановить, неисправность устранить.

Дефекты часто проявляются комплексно, и с нарастанием. Например, владелец не проводит масляный сервис. В результате мотор изнашивается, смазка идет в ЦПГ, где закоксовывается, кольца залегают, пропускают в картер не сгоревшее топливо. Последнее не воспламенилось из-за того, что свечи зажигания оказались в масле.

Смазочная жидкость все интенсивнее идет в камеру сгорания. Мотор еще быстрее изнашивается и т.д.

Симптомы неисправности

Признаки попадания смазки в КС мотора следующие:

  • Увеличенный расход смазки.
  • Замасливание свечей. Сняв свечи для прочистки, следует измерить компрессию. Ее низкое значение — признак неисправности ЦПГ, и клапанов газораспределения. Заглянуть в КС можно при помощи эндоскопа. Прибор позволит подробно рассмотреть камеру сгорания, сравнить с другими цилиндрами.
  • Плохой запуск.
  • Падение мощности.
  • Неравномерная работа двигателя.
  • Выхлоп сизого цвета. Голубоватый дымок может быть заметным на холостых оборотах не прогретого мотора, а потом пройти вовсе. Интенсивный сизый выхлоп при трогании с места, переключении передач, разгоне свидетельствует о неисправности маслосъемных колпачков.
  • Повышенное давление картерных газов.
  • Появление масляных подтеков, брызг на линии впуска, замасливание воздушного фильтра.
  • Жидкая смазка, эмульсия.
  • Возможно, кто-то заметит раннее почернение моторного масла

Последствия попадания масла в цилиндр

Ездить с подобной неисправностью довольно утомительно. То и дело приходится чистить свечи зажигания, менять воздушный фильтр, доливать масло. Дым из трубы давит морально, как и шланг вентиляции, который пришлось вывести наружу.

нагар на свечах

Нагар, образовавшийся на свечах, клапанах разогревается до больших температур и может стать причиной калильного зажигания. Бензин, попадая на раскаленные детали воспламеняется раньше, чем сработает свеча зажигания. Режим, чрезвычайно неблагоприятный для двигателя, сопровождается характерными щелчками.

Рано или поздно, дело заканчивается ремонтом.

При сильном износе дизеля, масло в большом количестве попадает в камеры сгорания. Оно может начать воспламеняться, и мотор будет бесконтрольно набирать обороты. Нештатный режим называется — разнос двигателя. Мотор может быть разрушен центробежными силами, либо заклинить.

Как избежать попадания смазки в камеры сгорания двигателя

Рано или поздно любой мотор изнашивается и начинает расходовать смазку. Износ цилиндро-поршневой группы у дизельного мотора происходит позже. Дизель чаще идет в капитальный ремонт в связи с невозможностью запуска из-за низкой компрессии. Бензиновый мотор вынуждает к починке в первую очередь масляным расходом, и перебоями в работе.

Чтобы по возможности избежать попадания масла в цилиндры существуют некоторые рекомендации:

  • Не прогревайте подолгу машину. Недогорание горюче-смазочных материалов (ГСМ) при низких температурах в КС приводит к закоксовке двигателя. Особо это касается карбюраторных моторов. Рукоятку подсоса на них следует по возможности задвигать — уходить от работы на переобогащенной смеси.
  • Применяйте качественные ГСМ, соответствующие заводским предписаниям.
  • Не затягивайте с проведением техобслуживания. Старое масло не просто грязное. В нем нарушается кислотно-щелочной баланс. Преобладание кислоты — причина быстрого износа деталей.
  • Не перегревайте двигатель. Даже если удастся избежать аварийного выхода из строя, на стенках гильзы могут остаться задиры, которые сократят срок службы ЦПГ. Страдают и маслосъемные колпачки.
  • При появлении тревожных симптомов не откладывайте диагностику на потом. Возможно, удастся обойтись малыми затратами.
Печать
Павел Белоусов
TopMekhanik.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector