Как и почему масло попадает в свечные колодцы авто?

Попадании масла в свечные колодцы автомобиля

Масло в свечных колодцах разрушает резиновые наконечники высоковольтных проводов и впоследствии растрескивание наконечников станет причиной утечки искры на «массу», при которой двигатель троит, дергается при резком ускорении и под нагрузкой. Характер протечки зависит от конструкции ГБЦ и клапанной крышки. Давайте рассмотрим, откуда в свечных колодцах появляется масло и как этому может способствовать неисправная система вентиляции картерных газов.

масло на свечах зажигания

Мы сосредоточимся на тех случаях, когда масло обнаружено на корпусе и керамическом уплотнителе. Моторное масло на резьбе свечи зажигания свидетельствует о сгорании в цилиндрах большого количества смазывающего материала. Причина этому может быть в критичном износе цилиндропоршневой группы, залегших кольцах, задубевших маслосъемных колпачках, задирах в цилиндрах или в неправильной работе системы вентиляции картерных газов (ВКГ).

Варианты конструкции колодцев

В легковых авто применяется несколько видов конструкции свечных колодцев:

  • свечной туннель вылит в едином корпусе с головкой блоков цилиндров (ГБЦ). Место примыкания клапанной крышки к верхней части колодцев герметизируется цельной резиновой прокладкой либо отдельным резиновым/силиконовым уплотнителем для каждого колодца. Владельцы авто с таким типом конструкции  редко сталкиваются с появлением масла на свечах зажигания. Прокладки свечных колодцев поставляются в комплекте с уплотнителем клапанной крышки (КК). Сервисный интервал по замене элементов отсутствует, поэтому такие работы  выполняют при необходимости либо при обслуживании ДВС, требующем снятия КК (к примеру, замена цепи ГРМ);

ГБЦ со снятой клапанной крышкой

  • вкручиваемая вставка свечного колодца. На обоих концах вставки нарезана резьба. На нижней части она нужна для вкручивания тела в ГБЦ, а на верхней используется в качестве опоры при затягивании клапанной крышки. Вариантов протекания в такой конструкции всего 2: по резьбовой части внизу или через сальник между клапанной крышкой и верхней частью вставки. Свечной колодец вкручивается в тело ГБЦ на герметик и при необходимости может быть выкручен для переуплотнения. При попадании масла через стык клапанной крышки и колодца необходимо заменить сальники.

Особенности устройства колодцев двигателей ВАЗ

На автомобилях ВАЗ, оснащенных двигателями отечественной разработки, применяется два типа конструкции свечных  колодцев:

  • вставные стаканы. Конструкция хорошо знакома владельцам ВАЗ 2112 с 16-клапанным двигателем объемом 1.5 л.

свечной колодец

  • составной свечной колодец. Применяется на 16-ти клапанных двигателях объемом 1,6 литра.

Проблема составного колодца свечей зажигания обуславливается устройством ГБЦ, при котором верхняя постель распредвала – отдельная часть головки блока. Между элементами отсутствуют резиновые/силиконовые прокладки. Уплотняются детали за счет герметика на привалочных плоскостях.

Масло в свечных колодцах в таком типе конструкции встречается часто. Отсутствие прокладок обуславливается желанием конструкторов повысить жесткость головки блока цилиндров. К сожалению, высокие температурные нагрузки не проходят бесследно для элементов ГБЦ, из-за чего нарушается прилегание плоскостей. Негерметичность привалочных плоскостей и приводит к просачиванию масла в колодцы. На многих авто подобная проблема встречается еще на пробеге до 100 тыс. км. Нередко неисправность начинает проявлять себя после перегрева двигателя или некачественного ремонта ГБЦ.

Как показала практика, вариант со вставными стаканами считается более совершенным и реже требует обслуживания. Отличить его можно по абсолютно гладкой внутренней плоскости колодцев (в конструкции составного типа видны стыки ГБЦ с постелью и клапанной крышкой). От внутренней полости ГБЦ стакан уплотняется двумя резиновыми кольцами, которые в случае протекания меняются на новые.

Решение проблемы

Устранить закидывание свечей маслом на 16-клапанных моторах объемом 1.5 л можно двумя способами:

  1. Демонтировать клапанную крышку, аккуратно поддеть колодцы отверткой;
  2. Вытащить вставки без снятия КК. Для этого необходимо изготовить специальный съемник. Вам потребуется длинный болт, 2 гайки, 2 шайбы и шланг, который можно будет продеть через болт и при этом плотно вставить в колодец. Принцип работы съемника в создании давления на стенки колодца путем закручивания поджимной гайки и стягивания резинового шланга. Возникающая при этом сила трения между стенками и шлангом позволяет вытащить колодец.

съемник свечного колодца

Перед установкой необходимо очистить отложения со стаканов и из посадочных мест. Во избежание повреждения или смещении сальников перед установкой их необходимо обильно смазать моторным маслом

.

На двигателях с составными туннелями для свечей зажигания чаще всего масло попадает в свечные колодцы на стыке верхней постели распредвалов и клапанной крышкой. Следуя инструкции по ремонту и эксплуатации, в таком случае необходимо снять и переуплотнить постель ГБЦ. Если двигатель перегревался, рекомендуется снять ГБЦ для проверки кривизны привалочных плоскостей.

Во время работ следите за тем, чтобы абразивные материалы, куски герметика и грязь не попадали в ГБЦ и цилиндры двигателя. В качестве уплотнителя лучше всего использовать анаэробный герметик.

На просторах Сети можно увидеть и альтернативный метод решения проблемы. Владельцы обильно промазывают стык и пространство вокруг его прокладочным герметиком. Такой ремонт обходится дешевле и может быть выполнен своими руками с минимальным бюджетом. Мы же рекомендуем использовать его в качестве временной меры, так как полную герметичность в таком случае гарантировать сложно.

Как выкрутить свечной колодец?

Принцип выкручивания свечных туннелей идентичен для всех авто с таким типом конструкции. В качестве примера рассмотрим двигатель Toyota с индексом 3S-FE.

  1. Возьмите 2 гайки, которыми прикручивается клапанная крышка к телу колодцев свечей зажигания.
  2. Накрутите обе гайки на свечной колодец (первая гайка накручивается юбкой к верху).
  3. Законтрогайте гайки, стянув их между собой двумя ключами.
  4. Проворачивая нижнюю гайку против часовой стрелки, выкрутите свечной колодец из ГБЦ.

Не рекомендуем выкручивать вставки «газовым» ключом, так как при сжатии есть риск нарушить геометрию туннеля. Впоследствии это будет причиной замасливания свечей зажигания.

Перед нанесением герметика на нижнюю часть колодца обязательно обезжирьте поверхность. От масла необходимо очистить резьбу в ГБЦ.

масло на снятом свечном колодце

Важные нюансы

При затягивании клапанной крышки соблюдайте последовательность и момент затяжки. В случае обжимки верхней постели распредвалов следование инструкции производителя обязательно. От правильной установки зависит не только герметичность соединений, но и корректность работы газораспределительного механизма.

Перед сборкой тщательно удалите остатки старого герметика и обезжирьте привалочные плоскости. Если свеча зажигания не мешает работам по переуплотнению, оставьте ее вкрученной в ГБЦ. Это предохранит ваш двигатель от попадания в камеры сгорания сора, пыли и посторонних предметов.

Удалить масло из свечных колодцев можно бензином и ветошью. Удобней всего будет залить туннели средством для очистки карбюратора/тормозных механизмов, после чего выдуть дочиста сжатым воздухом.

Как ВКГ влияет на количество масла в свечных колодцах?

Если на вашем авто масло в колодцах свечей появляется спустя несколько десятков тысяч километров после переуплотнения, проблема может быть как в деформации привалочных плоскостей, так и в повышенном давлении газов внутри двигателя.

Картерными газами называют смесь из паров топлива, масляной взвеси и выхлопных газов, которые во время работы двигателя прорываются в поддон через поршневые кольца.

Повышенное давление возникает в 2-х случаях:

  1. Снижение производительности системы вентиляции картерных газов (ВКГ). Чаще всего причина неправильной работы в забитом маслоотделителе. В зимнее время в трубках может скапливаться эмульсия, уменьшающая проходное сечение каналов системы;
  2. Чрезмерное количество выхлопных газов, прорывающихся в картер двигателя. Проблема возникает при критичном износе цилиндропоршневой группы (ЦПГ), когда объем проникающих в поддон газов превышает расчетную пропускную способность системы вентиляции картера.

В случае неправильной работы ВКГ зачастую не только свечи залиты маслом, но и наблюдается течь сальников распределительных валов, коленвала, запотевание в местах стыка поддона и блока цилиндров, ГБЦ и клапанной крышки. Из-за подпора картерных газов нарушается работа маслосъемных колец, из-за чего повышается расход масла. Для полноценной диагностики необходимо измерить давление картерных газов на прогретом и холодном двигателе.

Печать
Павел Александрович Белоусов

Белоусов Павел Александрович - г. Санкт-Петербург, автомеханик, высшее техническое образование (МАДИ), опыт работы в сфере обслуживания и ремонта автомобилей - 16 лет, есть опыт работы с разными марками машин

Добавить комментарий

Adblock
detector