Правильная обкатка двигателя автомобиля

С повышением качества автомобильных двигателей процесс обкатки стал менее болезненным. Это и понятно, ведь если детали в сопряженных парах изготовлены с большей точностью, то и притираются они легче и быстрее. Однако полностью исключить этот процесс нельзя. 

правила обкатки мотора

Обкатка — процесс начальной эксплуатации двигателя, предусматривающий некоторые ограничения. Она проводится с целью притирки сопряженных пар трения. Это также испытание силовой установки, которое позволяет выявить дефекты.

Прежде всего в приработке нуждаются поршневые кольца. Степень притирки других деталей по сравнению с ними ничтожно мала. Даже в таком нагруженном сочленении, как шатунная шейка и нижний подшипник шатуна, контакт трущихся поверхностей происходит только через масляную пленку.

Кольца необходимо качественно притереть к цилиндру для создания необходимой поверхности контакта, при минимальном тепловом зазоре в замках. Это обеспечивает достаточную теплоотдачу от поршня к стенке цилиндра, максимальную компрессию и наименьший расход масла.

Методы обкатки

При сгорании топлива над поршнем создается давление газов в несколько десятков атмосфер. Газы проходят через торцевой зазор компрессионного кольца, заходят за него, и сильно прижимают его к стенке цилиндра. Это необходимо для качественного уплотнения и теплоотвода. Чтобы обкатка происходила в максимально щадящем режиме этот нажим ограничивают. 

Холодная приработка на стенде

стенд для холодной обкатки двигателя

Метод используется на заводах-изготовителях. Двигатель устанавливается на стенд, к нему подключаются необходимые датчики. Коленчатый вал (КВ) вращают электродвигателем. Поскольку горения не происходит, то и давление кольца на гильзу минимальное — притирка металла происходит очень аккуратно и постепенно. 

Оборотами коленвала обычно управляет компьютер, в строгом соответствии с программой, а специалисты наблюдают за рабочими показателями.

Обкатка буксировкой

В отсутствии стенда, ДВС устанавливают на автомобиль, выкручивают свечи. Затем машину буксируют с включенной передачей. Этот способ обкатки двигателя не позволяет точно выдержать скоростной режим и наблюдать за рабочими показаниями. Поэтому многие предпочитают ему горячую обкатку.

Горячая обкатка

На первом этапе машину запускают, и она работает на повышенных холостых оборотах (примерно 1200 об/мин.). Повышение оборотов необходимо для создания достаточного масляного тумана в картере, смазки ЦПГ. Когда охлаждающая жидкость нагревается до 50-60 C, мотор глушат и остужают. Понизить температуру охлаждающей жидкости можно включив дополнительно печку. Так проделывают несколько раз, после чего переходят ко второму этапу — естественной обкатке. Машину начинают эксплуатировать с нагрузкой. Чтобы обеспечить щадящий режим приработки, предпринимают следующие меры:

скоростной режим во время обкатки машины

  1. Исключают повышенные обороты коленчатого вала. Это очень важно в начале эксплуатации. При этом не следует выдерживать постоянную частоту вращения. Мотор должен обкатываться с разными скоростями движения поршня. 
  2. Разгон производят плавно.
  3. Неприемлемы режимы высокой нагрузки, среди которых:
  • движение с высокой скоростью (обычно не более 90 км./ч.);
  • буксировка;
  • старт с проворотом колес, пробуксовка на бездорожье;
  • не передвигаются с большой нагрузкой на пониженной передаче.

Разница в обкатке нового и отремонтированного мотора

Капитальным ремонтом называется ремонт, в результате которого двигатель возвращается к заводским размерам. Здесь необходимо отметить, что размеры деталей могут быть изменены до ремонтных, но зазоры между ними будут номинальными. Так, например, если цилиндры расточены до первого ремонтного размера, то в них устанавливаются соответствующие поршни. Зазор в сочленении соответствует новому мотору. Качество обработки также должно соответствовать заводской. 

Однако, не все ремонтные мастерские могут похвастаться высоким уровнем оборудования, обкаточными стендами, квалифицированными кадрами. Страдает точность обработки, качество, чистота сборки. Кроме того, качество запчастей бывает разным. Даже оригинальные запчасти, поставляемые для ремонта, могут отличаться по качеству от тех, что идут на конвейер.

Если некоторые производители заявляют, что их двигатели обкатаны и готовы к полноценной эксплуатации, то после капремонта обкатка обязательна. Сам же процесс происходит одинаково.

Ввод в эксплуатацию после замены поршневых колец, клапанов, поршней

поршневые кольца двигателя

Другой вид ремонта называется текущим. Его цель — возвращение, поддержание допустимых технических характеристик установки, позволяющих отработать определенный срок до капитального ремонта или утилизации. Как и капремонт, он происходит в строгом соответствии с нормами руководящей документации. Так, если цилиндры блока имеют допустимый износ, производится замена деталей ЦПГ без расточки блока цилиндров. После такой сборки притирка проходит тяжелее, дольше, возможен расход масла на начальном этапе (считается что около 500 км).

Установка новых колец в блок с износом более допустимого, приводит к плохому их прилеганию, низкой герметичности цилиндро-поршневой группы. Это означает низкую компрессию, прорыв газов в картер, расход масла, топлива, падение мощности. Если такая ЦПГ в конце концов прирабатывается, то происходит это очень не скоро. Работает механизм не долго, а вскоре начинается интенсивный износ.   

Специально обкатывать детали газораспределительного механизма не нужно.

Начало эксплуатации дизельного и бензинового ДВС после капремонта

Принципиальной разницы в процессе обкатки между бензиновым и дизельным двигателем нет, хотя в сети можно встретить информацию о необходимости смены масла на дизеле каждые 500 км. Кто-то пишет, что обкатывать дизель нужно 12 000 км, не объясняя причину. Отмечается также необходимость глушить мотор не сразу после остановки, а дать ему поработать на холостых. Утверждение справедливо, но относится и к бензиновым двигателям. Это необходимо для того, чтобы остыла турбина, а также поршни. Раскаленные поршни после остановки нагревают кольца. Неоднократно перегреваясь, они теряют необходимую упругость. В первую очередь это касается форсированных, нагруженных двигателей. Наддув же — наиболее радикальное средство повышения мощности. Он чаще применяется на дизелях. Турбомотор рекомендуется охлаждать после большой нагрузки не только в начале использования, а всегда. 

Сколько километров обкатывается двигатель после ремонта

Реальная притирка происходит по-разному. Период обкатки двигателя зависит от состояния цилиндров, т. е качества расточки, вида ремонта. В идеально расточенном блоке детали прирабатываются быстрее и служат дольше. Для изношенных, плохо обработанных блоков картина противоположная. Много зависит и от материалов деталей, блоки бывают алюминиевые и чугунные. Кольца также различаются по жесткости. Некоторые любители устанавливают мягкие модификации, обкатывают на них блок, а потом еще раз меняют на жесткие. Современные производители выпускают кольца со специальным покрытием, податливым для притирки, или создают на них микрорельеф, придают особую форму. Поэтому — все индивидуально.

Считается, что необходимый пробег во время обкатки 2000-2500 км.

Выбор обкаточного масла и срок его замены

слив старого масла после обкатки мотора

Замена масла после обкатки необходима. Многие механики практикуют дополнительную замену смазки и фильтра после 500 км пробега. Очевидно, в этом есть резон, особенно, если блок имеет отклонения от формы. В первые часы работы происходит наиболее интенсивная притирка, образуется механическая взвесь, которую необходимо удалить. 

Срок замены масла для каждого мотора необходимо уточнять в руководящей документации, обращаться к официальному дилеру, согласовывать с ремонтной организацией.

Марку масла также нужно уточнять у производителей. Масло для обкатки мотора должно использоваться соответствующее модели двигателя. Кроме прикатки ЦПГ смазка должна надежно защищать остальные трущиеся пары. Необходимо поддержание надежного масляного клина в сопряжениях шеек коленвала.  

Как правильно обкатывать ДВС (несколько советов)

Иногда, желая организовать мягкую приработку, двигателю дают долго работать на холостых оборотах. Такая обкатка мотора после капремонта не правильная. В картере не образуется хороший масляный туман, ЦПГ не получает достаточной смазки. Холостые обороты должны быть увеличенными. 

Высокие обороты, а особенно без нагрузки также опасны для вновь собранного двигателя. Цилиндр ДВС имеет отклонения от формы, неровности. На новом или расточенном блоке они конечно минимальны. Среди них: эллипсность, бочкообразность, конусность.

При движении поршня кольцо прижимается к поверхности гильзы и следует за ними сжимаясь и разжимаясь. Но на высоких оборотах оно не успевает изменить свою форму, его контакт с цилиндровой втулкой ослабевает. Оно может даже отрываться от стенки. Отвод тепла от поршня к гильзе уменьшается, и кольцо перегревается. Тем более, в образовавшуюся щель устремляются рабочие газы.

В результате перегрева, жесткое, упругое кольцо теряет свои свойства и становится мягким, как говорят, ватным. Оно более не обеспечивает герметичность ЦПГ и требует замены.

Кроме этих общих рекомендаций по обкатке двигателя авто, необходимо учитывать заводские предписания. 

В итоге     

Процесс приработки, это и период испытаний, позволяющих выявить отдельные недочеты. Например, на начальном этапе расход масла может быть повышенным. Возможно, это протечки. Их надо устранить. Расход на угар вскоре должен нормализоваться. Если этого не происходит через несколько сотен километров, причину следует искать в ЦПГ или газораспределительном механизме, в первую очередь в маслосъемных колпачках. 

Производители неслучайно предусматривают нулевое ТО, хотя и говорят, что мотор прошел холодную обкатку. Их рекомендациями не стоит пренебрегать. Проехать несколько тысяч километров с некоторыми ограничениями и сменить масло — совсем не обременительно. Правильно обкатать мотор — значит продлить срок его службы.

Видео: Обкатка мотора! Как подготовиться и как обкатать, что может пойти не так

Печать
Павел Белоусов
TopMekhanik.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector