Для всех моторов предписаны несколько режимов заданного холостого хода. Фактические обороты зависят от температуры охлаждающей жидкости, суммарной мощности включенных потребителей, объема топлива и расчетного количества воздуха, поступающего в цилиндры. Обороты могут отличаться от нормальных в случае работы двигателя в аварийном режиме. Давайте рассмотрим, причины по которым стрелка тахометра опускается медленно или зависает в определенном положении.
Способы стабилизации оборотов холостого хода
Основная причина повышенных оборотов холостого хода — увеличенная подача воздуха во впускной тракт. В бензиновом двигателе в качестве дозирующего механизма выступает дроссельная заслонка (ДЗ) и вспомогательные устройства, использующиеся для регулировки и поддержания стабильных оборотов. Чтобы лучше понять причины неисправности, рассмотрим основные способы стабилизации холостого хода на автомобилях с инжекторной системой питания. Самые распространенные виды конструкций дроссельной заслонки:
- механическая ДЗ с применением регулятора холостого хода (РХХ). Ось дроссельной заслонки при помощи тросового привода связана с педалью акселератора. За подачу добавочного воздуха в обход заслонки отвечает РХХ. В зависимости от конструкции, корпус дроссельной заслонки может иметь 1-2 регулировочных винта, при помощи которых завод-изготовитель производит тонкую настройку протекающего через корпус заслонки объема воздуха. Управления РХХ осуществляет ECU (Engine Control Module). Для отслеживания фактического положения дроссельной заслонки может быть установлен датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ);
Преимущественно на двигателях японской школы автомобилестроения такая конструкция ДЗ может быть дополнена 1-2 клапанами подачи добавочного воздуха. В зависимости от режима работа двигателя эти клапаны подают воздух во впускной коллектор в обход дроссельной заслонки.
- электронная дроссельная заслонка. Механическая связь между приводом оси ДЗ и педалью акселератора отсутствует. Управление сервоприводом оси заслонки осуществляется ECU. Требуемая нагрузка на двигатель (степень нажатия педали газа) определяется по датчику положения педали акселератора (ДППА). При этом блок управления двигателем учитывает не только сигнал с ДППА, но и температуру ОЖ, объем поступившего во впускной коллектор воздуха и некоторые другие параметры. Отклоняя ось ДЗ на заданный угол, ECU стабилизирует обороты холостого хода, благодаря чему отпадает необходимость в использовании РХХ.
Предназначение регулятора холостого хода (РХХ)
Регулятор холостого хода необходим для принудительной подачи воздуха в обход дроссельной заслонки. Устройство представляет собой шаговый электродвигатель, ось ротора которого через червячную передачу соединена со штоком. На конце штока закреплен клапан, который при перемещении штока открывает/закрывает отверстие байпасного канала. Регулируя величину выхода штока, ECU дозирует количество воздуха, попадающего во впускной тракт в обход дроссельной заслонки.
Основные причины по которым не падают обороты мотора
Причины высоких оборотов двигателя на холостом ходу:
- неисправен либо загрязнен РХХ. В случае затрудненного хода штока величина отверстия для прохождения воздуха может быть выбрана неправильно, байпасный канал может перекрываться частично либо закрываться с задержкой. Чаще всего в таком случае обороты двигателя не падают на холостом ходу или остаются завышенными. При этом двигатель при сбросе газа может даже заглохнуть, а симптомы неисправности могут проявлять себя периодически, а не постоянно;
- подсос неучтенного воздуха во впускной коллектор. Блок управления двигателем рассчитывает объем поступающего в цилиндры воздуха по показаниям датчика абсолютного давления (ДАД) либо датчика массового расхода воздуха (ДМРВ). В случае подсоса воздуха часть воздушного заряда попадает во впускной коллектор через негерметичность, в обход дроссельной заслонки. Если объем воздуха слишком большой и компенсировать его закрытием РХХ не удается, холостой ход остается завышенным, медленно сбрасываются обороты при отпускании педали газа;
В случае значительного подсоса неучтенного воздуха возможно появление пилообразных скачков оборотов. Стрелка тахометра поднимается до 1300-1700 об./мин, затем опускается до уровня нормального холостого хода, после чего цикл повторяется.
- неисправен ДПДЗ либо ДППА. На автомобилях с механической дроссельной заслонкой неисправность ДПДЗ ведет к нестабильному холостому ходу. На авто с электронной дроссельной заслонкой в случае неисправности ДПДЗ обороты могут оставаться завышенными, снижается мощность двигателя, мотор глохнет, плохо запускается. На авто с электронной педалью газа неисправность ДППА проявляется самовольным поднятием оборотов двигателя, нестабильным холостым ходом;
- неисправность либо загрязнение дроссельной заслонки. Если ось дроссельной заслонки подклинивает, препятствуя ее возвращению к упорной точке, медленно сбрасываются обороты, стрелка тахометра после сброса газа зависает на определенной отметке;
- неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости. Если обороты не снижаются на горячем двигателе, вполне вероятно, что показания датчика температуры с момента холодного запуска не изменились. Двигатель при этом будет работать в режиме прогревочных оборотов;
- неисправность датчика давления в рулевой рейки. На некоторых авто показания датчика используются для компенсации нагрузки, возникающей в момент вращения рулевого колеса. Неправильные показания датчика могут стать причиной плавающего холостого хода и завышенных оборотов.
Распространенные места подсоса неучтенного воздуха
Среди описанных выше причин зависания оборотов двигателя и высоких оборотов в режиме холостого хода наиболее распространен подсос неучтенного воздуха. Часто встречающиеся места негерметичности впускного тракта:
- Поврежденные, слетевшие трубки вакуумных магистралей.
- Порванные мембраны вакуумных клапанов.
- Уплотнительные кольца топливных форсунок.
- Стык корпуса ДЗ с впускным коллектором, впускного коллектора с ГБЦ. На машинах с разборным впускным коллектором стоит обратить внимание на уплотнения его составных частей.
- Корпус дроссельной заслонки, в особенности место фиксации оси ДЗ в корпусе.
- Вакуумный усилитель тормозов.
Для эффективного поиска неучтенного воздуха рекомендуем использовать дымогенератор.
Нормальные обороты холостого хода
Обороты холостого хода на прогретом двигателе должны быть в диапазоне 600-850/мин. Точное значение для каждого из инжекторных двигателей индивидуально и зависит в большей мере от прошивки ECU (Engine Control Module).
Как привило, холостой ход дизельного двигателя ниже, чем у бензиновых моторов. Тем не менее, многие высокоэффективные бензиновые ДВС способны удерживать холостые обороты в диапазоне 630-670 об/мин.
В некоторых случаях высокие обороты двигателя на холостом ходу обусловлены особенностями режима работы двигателя, к которым относятся:
- прогрев двигателя. После запуска холодного мотора обороты холостого хода могут быть установлены на уровне 1000-1200 об/мин. По мере прогрева двигателя стрелка тахометра опустится до нормальных значений. Прогревочный режим необходим для более быстрого нагрева двигателя, катализатора и выхода на оптимальный режим сгорания топлива;
- высокая нагрузка на бортовую сеть автомобиля. В случае одновременного включения нескольких мощных потребителей (вентилятор печки, фары, обогрев стекол и т.п.) возможна просадка напряжения на выводах АКБ. В этом случае на многих авто заложена функция принудительного поднятия оборотов. Это позволяет повысить скорость вращения генератора, увеличив тем самым вырабатываемую им силу тока.
Такая ситуация более вероятна в случае дефекта в работе системы зарядки автомобиля (неисправность генератора, падения напряжения на проводах, клеммах и т.п.).
- повышенная нагрузка на двигатель. При включении кондиционера обороты автоматически повышаются до 800-1000/мин. Также незначительное повышение возможно при активном вращении рулем на неподвижном авто.