Стук гидрокомпенсаторов на прогретом двигателе

Причина стука гидрокомпенсаторов не всегда кроется в их неисправности, также к посторонним звукам из-под клапанной крышки может привести низкое давление масла в двигателе. Эксплуатация авто с проблемами в системе смазки приведет к износу цилиндропоршневой группы, задирам на вкладышах, шейках коленчатого и распределительного вала.

Чтобы не допустить дорогостоящие в устранении последствия, важно быстрее определить, причина стука в изношенных гидрокомпенсаторах либо в недостаточном давлении масла. Далее мы рассмотрим, почему стучат гидрокомпенсаторы и как их проверить без разборки ГБЦ. Расскажем, из-за чего посторонние звуки проявляются только на холодную или горячую и как правильно устранить причину неисправности.

схема-устройство гидрокомпенсатора

Роль гидрокомпенсаторов в работе двигателя

Гидрокомпенсаторы необходимы для компенсации теплового зазора в механизме привода клапанов. Необходимость в тепловом зазоре возникает вследствие различного коэффициента теплового расширения деталей ГБЦ. В конструкции многих двигателей внутреннего сгорания гидрокомпенсаторы отсутствуют. Вместо них устанавливают регулировочные стаканчики, с помощью которых и регулируется тепловой зазор. Подобная технология надежнее, но требует периодического сервисного обслуживания.

Гидрокомпенсаторы позволяют обеспечить минимальные зазоры привода клапанов во всем температурном диапазоне работы двигателя и не требует регулярной настройки.

Как определить стук гидрокомпенсаторов?

гидрокомпенсаторы в смазке

Стук гидрокомпенсаторов сложно спутать с симптомами неисправности других элементов двигателя. В случае поломки гидромодулей или недостаточного давления масла в системе смазки со стороны распределительных валов доносится характерный стук, цокот, стрекот. Чтобы отличить неисправный гидрокомпенсатор от растянутой цепи ГРМ или неисправности распредвала/его постели, вам потребуется фонендоскоп и базовое понимание устройства ГБЦ.

Важно понимать, что стук цепи будет наиболее всего слышен вблизи крышки привода ГРМ. Посторонние шумы от распредвала будут исходить от шеек и их постелей. Имея представление о внутреннем устройстве головки блока цилиндров, вы сможете прослушать фонендоскопом все зоны и без труда определить причину стука.

Также в процессе диагностики вы можете ориентироваться на косвенные признаки стука гидрокомпенсаторов, главный из которых – ситуативность возникновения. Нередко неисправные гидроклапаны проявляют себя только в определенных температурных диапазонах, режимах работы двигателя. Несколько возможных вариаций появления постороннего звука:

  • стук гидрокомпенсаторов «на горячую»;
  • посторонний шум появляется только в первые секунды/минуты после запуска. Если в момент проявления стука на приборной панели не горит индикатор низкого давления масла, проблема, скорее всего, в неисправном гидромодуле. Светящаяся «масленка» говорит о недостаточном давлении масла, что может стать причиной посторонних шумов от клапанного механизма;
  • характерный цокот на высоких оборотах (критический износ плунжерной пары).

Для корректной работы холодного двигателя важна правильная  вязкость моторного масла. При понижении температуры смазочные материалы  густеют. Если вязкостная характеристика моторного масла изначально не подходит двигателю, то при наступлении морозов масляному насосу будет труднее прокачивать загустевшую смазку. Из-за этого ГБЦ испытывает масляное голодание, что и приводит к стуку, стрекоту или цокоту.

Типы конструкции

Гидрокомпенсатором называют деталь клапанного механизма, предназначенную для автоматической компенсации теплового зазора между клапаном и устройством, нажимающим на его стержень. На гидрокомпенсатор воздействует коромысло, рычаг, штанга либо непосредственно кулачок распределительного вала. В зависимости от вида конструкции, различают следующие виды гидроцилиндров:

  • роликовые гидротолкатели;
  • гидроопоры для установки в рычаги или коромысла;
  • гидротолкатели;
  • гидроопоры.

типы гидрокомпенсаторов

Конструктивно элемент представляет собой гидроцилиндр, длина которого зависит от давления рабочей жидкости, воздействующей на плунжерную пару. Все виды гидрокомпенсаторов работают по схожему принципу, хоть и могут иметь разительные конструктивные отличия.

Принцип работы системы компенсации

Принцип работы системы компенсации теплового зазора рассмотрим на примере гидротолкателя. Элементы представленной ниже схемы:

  1. Корпус.
  2. Подвижный поршень.
  3. Возвратная пружина гидрокомпенсатора.
  4. Плунжер.
  5. Обратный клапан шарикового типа.
  6. Фиксатор обратного клапана.
  7. Кулачок распредвала.
  • I – воздействующее на гидрокомпенсатор усилие от кулачка распределительного вала;
  • II – подъемное усилие возвратной пружины клапана.

принцип работы гидрокомпенсатора

Когда кулачок распределительного вала не оказывает воздействие на гидрокомпенсатор, масло через каналы и обратный клапан заполняет полость №1 (обозначена желтым цветом). В момент нажатия кулачка на корпус гидротолкателя подача масла к зоне №1 прекращается, поршень преодолевает усилие возвратной пружины гидрокомпенсатора и смещается вниз относительно корпуса. Под воздействием возросшего в полости поршня давления масла перекрывается обратный клапан шарикового вида, после чего гидротолкатель начинает работать как единый механизм (поршень не двигается относительно корпуса).

После закрытия обратного клапана гидрокомпенсатор в полной мере передает усилие от кулачка распредвала на стержень поршня. Когда усилие нажима кулачка ослабевает, возвратная пружина толкает плунжер в направлении к распредвалу, «выбирая» зазор между кулачком и корпусом гидрокомпенсатора.

Когда давление масла в полости поршня №2 становится меньше давления в полости №1, обратный клапан открывается, в полость подается часть свежего моторного масла, после чего рабочий цикл повторяется. Благодаря гидрокомпенсаторам, обеспечивается минимальный суммарный зазор между стержнем клапана, гидротолкателем и кулачком распределительного вала.

Чем опасен стук гидрокомпенсаторов на горячую?

Поскольку ГБЦ является наивысшей точкой подачи смазывающего материала, именно в ней острее всего ощущается недостаточное давление. Если система смазки в двигателе работает неправильно, стук гидрокомпенсаторов на горячую может быть первым признаком серьезной неисправности. Причины некорректной работы системы смазки:

  • неправильная вязкость моторного масла;
  • износ масляного насоса;
  • затрудненная подача смазки в маслонасос. В поисках причины следует осмотреть поддон на предмет вмятин, а маслоприемник на наличие трещин, негерметичности уплотнительного кольца. Чаще всего причина нехватки масла в забитой сетке маслоприемника.

Для определения перебоев в работе системы смазки на прогретом моторе следует измерить фактическое давление масла в двигателе. Для этого используется специальный переходник и манометр.

Последствия неисправности гидротолкателей

Если система смазки двигателя не вызывает нареканий, причина стука гидрокомпенсаторов на горячую в заклинивании плунжера или засорении внутренних полостей гидромодуля. В случае использования некачественного моторного масла или в силу большого пробега, на рабочей поверхности плунжера и корпуса образовываются задиры, которые препятствуют свободному ходу плунжерного механизма.

При зависании гидрокомпенсатора между корпусом и кулачком распределительного вала остается зазор. Из-за этого зазора при набегании кулачка распредвала на клапанный механизм оказываются ударные нагрузки. Это приводит не только к постороннему стуку, цокоту и треску, но и к повышенному износу кулачков распределительного вала, корпуса гидромодуля, стержня клапана.  

Видео:ЧТО ЕСЛИ в двигателе стучат гидрокомпенсаторы. Как исправить! Knocking lifters

Методы диагностики и ремонта

Чтобы проверить гидрокомпенсаторы, вам необходимо снять клапанную крышку. Кулачок проверяемого гидрокомпенсатора должен быть обращен к его корпусу тыльной стороной (нажим не осуществляется). Поскольку ни в одной сервисной документации не указывается, какое усилие вдавливания гидротолкателя считается нормальным, вам необходимо проделать процедуру со всеми гидромодулями. Методом сравнения даже без опыта ремонта ДВС вы сможете определить неисправный гидрокомпенсатор.

Некоторым удается устранить стук гидрокомпенсаторов методом их промывки, удаления нагара и лаковых отложений с внутренних поверхностей. Но стоит обозначить, что не все типы конструкции поддаются такому ремонту. Поскольку процедура по замене гидриков довольно недешевая, мы рекомендуем взамен неисправных устанавливать исключительно новые гидроцилиндры. Запасные части для ремонта гидромодулей производителями не предусматриваются.

Печать
Павел Александрович Белоусов

Белоусов Павел Александрович - г. Санкт-Петербург, автомеханик, высшее техническое образование (МАДИ), опыт работы в сфере обслуживания и ремонта автомобилей - 16 лет, есть опыт работы с разными марками машин

TopMekhanik.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector