Как продлить срок службы двигателя

В конце прошлого столетия считалось, что средний срок службы бензинового двигателя составляет 150-200 тыс. км, а дизель проходит 200-250 тыс. км. Нынешние ДВС способны на большее, но не все. Иногда высокий ресурс может и не закладываться в конструкцию. Возможно, сам автомобиль не рассчитан на долгую эксплуатацию, соответственно и долговечный мотор ему не нужен. Более того, мотор может не иметь (или иметь малое количество) ремонтных размеров. Чинить агрегат у авто со сгнившим кузовом и рассыпающейся ходовой частью — дело неблагодарное.

автомобильный мотор мерседес

Принципы обеспечения долговечности остались прежними. Есть просто некоторые нюансы.

Как понять, что движок «отработал свое»

Признаков «умирания» мотора много, но основными можно назвать следующие:

  1. Падение давления масла.
  2. Ухудшение тяговых характеристик мотора.
  3. Увеличение давления картерных газов.
  4. Ухудшение запуска.
  5. Повышение дымности.

Все эти признаки могут быть вызваны и другими причинами. Так, падение давления зачастую обусловлено засорением фильтра, выходом из строя масляного насоса, а стук генератора порой схож со стуком коленчатого вала (КВ). Поэтому, после появления тревожных симптомов необходимо узнать мнение специалиста.

Известны случаи, когда владелец, хлебнувший горя со своим мотором, сдает машину в ремонт со словами: «чините всё, он уже и не заводится». Только к концу переборки выясняется причина незапуска — трещина в крышке трамблера.

Когда требуется капремонт

За время эксплуатации двигатель переживает текущие ремонты, которые помогают сохранять допустимые эксплуатационные показатели. Это может быть замена распредвала, бензонасоса, ремонт головки блока цилиндров (ГБЦ), или даже замена поршневых колец.

Под окончанием срока службы имеется в виду срок наступления капитального ремонта.

Капитальным ремонтом считается ремонт, при котором размеры всех деталей приводятся к заводским нормам — стандартным или ремонтным.

Как правило, вынуждает к капитальному ремонту износ шеек коленчатого вала и выработка поверхности цилиндра.

Обкатка

Существует мнение, что современное производство достигло такой точности, что обкатка не очень-то и нужна, а также, что на заводе изделия обкатывают. Многие с этим не согласны. Разумным будет не гадать, а обкатать ДВС, и обязательно сменить масло. Эта процедура не слишком обременит владельца. Поездить две тысячи километров с ограничением нагрузки совсем не сложно. Предварительно нужно изучить рекомендации завода-изготовителя. Грамотная обкатка закладывает основу долговечности мотора.

Эксплуатация ДВС

Использование двигателя начинается с его запуска. Пуск, особенно холодный, — экстремальный момент из-за худших условий смазки. Масляный клин не образуется мгновенно и во время пуска износ повышенный. При затянутом, затрудненном пуске на низких оборотах топливо не сгорает полностью, заливает электроды свечей. Неcгоревшее топливо в виде нагара оседает на деталях, попадает в масло, ухудшая его свойства. Поэтому, следует по возможности облегчить запуск. 

Элементарными требованиями являются:

  • заряженный аккумулятор;
  • исправный стартер;
  • исправность, правильная настройка систем питания и зажигания.

В мороз желательно подогреть охлаждающую жидкость, а моторное масло должно применяться соответствующей вязкости.

После длительной стоянки на большом морозе рекомендуется зарядить аккумулятор и даже предварительно провернуть коленчатый вал вручную.

Перед началом эксплуатации следует изучить характеристики машины и рекомендации производителя. Разные моторы предназначены для езды на различных оборотах коленвала. Эксплуатация двигателя в несвойственном ему режиме сокращает его ресурс. Так, у высокооборотных бензиновых ДВС максимальный крутящий момент может наступать при 4500 об/мин, в то время как у дизеля 4000 об/мин и даже 3750 об/мин — максимальная скорость вращения. Они серьезно отличаются конструктивно. Среди отличий организация фаз газораспределения, вес движущихся частей, высота поршней и пр. Неправильно подобранная свеча ухудшает процесс сгорания, экономичность. Недогорание топлива сокращает срок службы катализатора. Последний не только тормозит выход отработавших газов. При его разрушении керамические жесткие частицы попадают в цилиндры.

Каталитический нейтрализатор

Каталитический нейтрализатор — характерная деталь современных ДВС, повышающая экологичность силовой установки.

Износ каталитического нейтрализатора обусловлен следующими факторами:

  1. Излишнее обогащение смеси.
  2. Попадание смазки в камеры сгорания.
  3. Низкая температура двигателя, короткие поездки.
  4. Применение низкооктанового бензина.
  5. Низкая температура двигателя, короткие поездки.
  6. Длительный прогрев.

Прогрев двигателя

Длительная работа в режиме холостого хода характеризуется низкой температурой в камерах сгорания. Следствием является образование пероксидов, которые образуют воду, вызывающую коррозию и износ. Неполное сгорание ведет к следующим последствиям:

  • ухудшение условий смазки;
  • попадание топлива в картер через поршневые кольца;
  • особо губительно длительный прогрев сказывается на карбюраторных двигателях.

Разумно прогревать машину в движении, начиная с малой нагрузки. В случае с карбюраторной машиной нужно по возможности задвигать рукоятку подсоса. Даже при совсем небольшой нагрузке ДВС гораздо быстрее выйдет на рабочую температуру, но провести прогрев нужно плавно.

Необходимость прогрева на месте может быть указана в инструкции по эксплуатации. Это, например, относится к автомобилям с вариаторной трансмиссией.

Правильный температурный режим позволяет продлить срок службы двигателя.

Техническое обслуживание для увеличения ресурса двигателя

То, что проводить техническое обслуживание нужно в соответствии с регламентом и использовать при этом качественные расходные материалы, наверно, звучит уже банально, но это чистая правда.

Система смазки

Ключевой процедурой обслуживания можно назвать замену масла. Эта жидкость в наибольшей степени влияет на срок службы мотора машины.

Почему важно вовремя проводить масляный сервис

заливка масла в двигатель

О состоянии смазочной жидкости нельзя судить по её цвету. Так, масло на дизельных двигателях окрашивается в черный гораздо быстрее, чем на бензиновых машинах. Газовые моторы очень долго сохраняют начальный цвет смазки. Тем не менее его характеристики могут быть неудовлетворительными. Основной показатель моторного масла – щелочное число. Оно характеризует количество щелочи. Последняя необходима для нейтрализации кислоты, избыток которой губит двигатель. В частности образуются твердые механические включения. Чтобы определить правильный срок замены масла, проводят лабораторные исследования жидкости на разных сроках службы. Этот метод широко применяется, например, на больших газопоршневых установках, масляные емкости которых составляют сотни литров. Для автомобильных моторов время службы смазки определен изготовителем, и владельцам необходимо выполнять требования регламента.

На срок службы масла влияют:

  1. Качество продукта.
  2. Правильно подобранное масло. Речь идет не только о выполнении заводских предписаний с поправкой на условия эксплуатации. Применение разнообразных присадок разумно, только если добавочные вещества необходимы. В противном случае присадка не работает. Не вдаваясь в химический процесс нужно отметить, что лишнее компоненты, как правило, вредят мотору.
  3. Манера езды.
  4. Качество и размер масляного фильтра. Для одной модели ДВС выпускаются фильтры разных объемов. Меньший фильтр засоряется быстрее, но система смазки имеет байпас, через который жидкость перепускается минуя фильтр. Это необходимо для того, чтобы подшипники коленчатого вала не остались без смазки при увеличении оборотов. Поэтому экономить на фильтре разумно не всегда. Меньший объем подходит для спокойной манеры вождения, и если планируется скорая замена последнего.
  5. Пробег двигателя

неисправный двигатель

Старый ДВС требует более частой замены масла и применения смазки большей вязкости по следующим причинам:

  • Масло стареет, окисляется быстрее, так как больше контактирует с отработавшими газами, возможно и попадание в картер охлаждающей жидкости. Зачастую оно хуже охлаждается.
  • Зазоры в сопряженных парах увеличены, что приводит к падению давления в системе смазки. Давление падает также из-за износа масляного насоса и засорения маслозаборной сетки.
  • Старый мотор подвержен закоксовке. Очищая его, нужно быть острожным с применением сильнодействующих средств – отслоившиеся отложения падают в поддон и перекрывают маслозаборнмк.

Система охлаждения

Вот несколько практических рекомендаций по уходу за системой охлаждения:

  1. Заменяйте ОЖ в соответствии с регламентом.
  2. Используйте рекомендованные заводом составы.
  3. Старая система нуждается в промывке изнутри.
  4. Соты радиатора нужно очищать снаружи.
  5. Ездить без термостата – неправильно. Охлаждающая жидкость не идет на большой круг в полном объеме, а будет проходить там, где сопротивление меньше.
  6. Датчик температуры посылает данные с одной точки контура. Это не дает полной картины. В отдельных зонах возникает местный перегрев.
  7. Для одних и тех же двигателей выпускаются термостаты с различными значениями рабочих температур. Применение того или иного узла обусловлено условиями эксплуатации и текущим состоянием агрегата.
  8. Применение воды исключено. Вода – причина коррозии и вредоносных отложений. Последние затормаживают прохождение ОЖ, а коррозия приводит к потере герметичности. Но быстрее всего из строя выходит помпа. Авария насоса охлаждающей жидкости способна принести много бед.

Среди печальных последствий:

  • разрушение вентилятора, радиатора;
  • перегрев охлаждающей жидкости;
  • рассогласование фаз ГРМ.

Привод ГРМ

цепной и ременной привод ГРМ

Рассогласование фаз ГРМ – причина серьезной аварии двигателя. Клапаны газораспределения сталкиваются с поршнями и деформируются. Безалаберность обычно оборачивается ремонтом ГБЦ. Сроком службы ремня, цепи ГРМ необходимо поинтересоваться у изготовителя, если обслуживание привода не предусмотрено регламентом ТО.

Системы зажигания и питания

Неисправности в этих системах приводят к следующим последствиям:

  • неполное сгорание топлива;
  • перерасход горючего;
  • повышение температуры;
  • детонация;
  • калильное зажигание.

В результате: попадание горючего, и ОГ в масло, перегрев катализатора, закоксовка ЦПГ, разрушение поршней, прогорание выпускных клапанов. Список можно продолжать.

Развитие неисправностей приводит к уменьшению срок службы бензинового и дизельного моторов. Последствий можно избежать, соблюдая регламент ТО, проводя незамедлительную диагностику и текущий ремонт. Тоже относится к электрике, электронике автомобиля. Датчики, ЭБУ, исполнительные механизмы определяют параметры рабочего цикла мотора, которые влияют на его износ.

Как видно из вышесказанного механизмы и системы ДВС плотно увязаны между собой и их неисправности одного компонента приводят к выходу из строя смежных узлов, что не может не отразиться на ресурсе современного мотора.

Видео: Как увеличить срок службы двигателя за 1 минуту?

Печать
Павел Белоусов
TopMekhanik.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector