Газораспределительный механизм (ГРМ) отвечает за синхронизацию работы коленчатого и распределительного валов, от чего зависит вся работа любого ДВС. В движение ГРМ может приводиться цепью или ремнем, которые соединяют все необходимые узлы и механизмы. В моделях ВАЗ 2110-2112 используется ремень ГРМ, что облегчает замену этого элемента и делает работу двигателя тише.
Каждая деталь имеет свой ресурс и замена ремня ГРМ на ВАЗ 2110-2112 с шестнадцати клапанным мотором должна проводиться не реже, чем через 60 тыс. км пробега. Но лучше не доводить до этой критической цифры и проводить работу немного раньше. Главная проблема состоит в том, что при обрыве ремня ГРМ клапана с большой силой бьются о поршни, в результате чего они гнутся, и двигатель выходит из строя. Восстановление такого мотора – это дорогостоящий капитальный ремонт, причем даже после него могут возникать некоторые неполадки в работе.
Порядок выполнения работ
Чтобы самостоятельно поменять ремень ГРМ на ВАЗ ВАЗ 2110 16V нужно запастись набором ключей, в некоторых случаях могут потребоваться шестигранники, на которых крепится защитный кожух. Никакого сложного оборудования не нужно, достаточно того инструмента, который имеется практически у каждого автолюбителя.
Подготовительные работы и снятие старого ремня
Ремень ГРМ в 16-ти клапанных моделях ВАЗ 2110-2112 с двигателями объемом 1,5 и 1,6 л находится на боковой части мотора возле правого колеса. Перед работой его рекомендуется снять, чтобы обеспечить нормальный доступ к шкиву коленчатого вала.
Далее снимается все оборудование, мешающее добраться к ремню ГРМ. Для этого, выкрутив 2 гайки и ослабив болт крепления, нужно снять абсорбер. При снятии требуется аккуратно вытянуть фишку крепления и шланги. После этого сбоку генератора ослабляется гайка на 13 и выкручивается болт на 10. Затем генератор при помощи рычага, упираемого в шкив генератора, подвигается в сторону шкива, что позволит безопасно и без повреждений снять его ремень.
Затем снимается крышка защиты ремня ГРМ. На двигателях 1,5 она цельная, на 1,6 состоит из двух элементов. В любом случае, нужно аккуратно открутить все крепежные болты, чтобы не повредить пластиковый кожух. В некоторых случаях может понадобиться не стандартный ключ, а шестигранник соответствующего размера, который вставляется в головку болта.
Важный момент:
После демонтажа кожуха откроются шкивы распределительных валов. При помощи ключа их нужно провернуть так, чтобы метки на валах совпали с рисками на кожухе. Если этого не сделать при установке нового ремня, неизбежно возникнут проблемы с зажиганием. Одновременно будет проворачиваться и коленчатый вал.
Далее снимается шкив коленвала. К нему лучше всего подбираться со стороны снятого правого переднего колеса. Желательно иметь ключ на 17 с удлинителем, чтобы работать более комфортно. Для выкручивания болта понадобится помощник, который включит 4 передачу и нажмет на тормоз, не выжимая сцепления. Это нужно для того, чтобы сорвать крепежный болт.
Снятый шкив нужно внимательно осмотреть, вырез под шпонку должен быть целым без всяких деформаций. Если это не так, шкив смещается, что приводит к более быстрому износу ремня ГРМ, а в некоторых случаях начинается неприемлемый люфт. Кроме того, шкивы бывают цельными и составными с резиновой вставкой. Иногда части составного шкива проворачиваются одна относительно другой, а резиновая часть трескается. В обоих случаях шкив лучше заменить.
После снятия шкива коленвала метки на распредвалах могут немного уйти в сторону, в этом случае их нужно вернуть обратно. Далее при помощи ключа на 17 снимаются натяжной и обводной ролики. При работе важно не допускать никаких рывков, чтобы не деформировать шпильки, на которых они крепятся. Если это произойдет, ремень ГРМ будет неравномерно изнашиваться и не выработает положенный ресурс.
Сначала выкручиваются только гайки роликов, затем, при помощи плоской отвертки, ремень аккуратно снимается со всех шкивов. Потом снимаются сами ролики. Если они не шумят и не люфтят, можно будет установить их снова, но лучше заменять их вместе с ремнем ГРМ. Обязательно нужно проверить шкив помпы, он не должен шуметь, но небольшой люфт, который еле заметно чувствуется, допустим. При люфте более 1 мм помпу желательно заменить.
Установка нового ремня ГРМ
Перед установкой нужно еще раз проверить метки на распредвалах, а также метку на коленчатом валу. Для этого шпенек на одном из зубьев ролика нужно совместить с выемкой на корпусе масляного насоса. Далее нужно вычистить грязь, которая часто набивается вокруг ролика коленвала.
Новый ремень ГРМ сначала устанавливается на ролик коленчатого вала, проводится через обводной ролик, который наживляется гайкой. Далее он проводится через помпу и натяжной ролик и надевается на шкивы распределительных валов. При этом обязательно нужно совместить все метки на них.
При установке образуется провис ремня, который затем нужно будет удалить регулировкой натяжного ролика. Важно знать, что при установке иногда метки на распредвалах могут сдвигаться на зуб. В этом случае ремень нужно снять и снова их совместить.
Наживляется гайка натяжного ролика, желательно снова проверить все метки на 2 распределительных и коленчатом валу. Теперь можно затянуть обводной ролик, а затем специальным ключом против часовой стрелки регулируется натяжной ролик, после чего затягивается. Чтобы проверить натяжение ремня ГРМ, предлагается очень простой тест. Нужно сильно нажать пальцем на ремень между распределительными валам, при этом его люфт должен находиться в пределах 3-4 мм. Это считается нормальной натяжкой ремня. Окончательное понимание даст запуск двигателя. Важно при затягивании роликов не допускать рывков, чтобы не согнуть шпильку.
Устанавливается на место шкив коленчатого вала, затягивая с усилием в 10 кг. Для этого снова нужно, чтобы помощник поставил 4 передачу и нажал на тормоз. После этого устанавливается и натягивается ремень генератора и абсорбер.
Пробный запуск лучше осуществлять без защитного кожуха, чтобы убедиться, что новый ремень ГРМ работает нормально. Если он перетянут, послышится характерное гудение, в этом случае, натяжной ролик нужно немного провернуть для снижения напряжения. Слишком свободный ремень будет вибрировать и бить по элементам конструкции. Если все нормально, устанавливается кожух и снова запускается двигатель, в случае недостаточного натяжения он будет цеплять элементы кожуха.
Заключение
Каждые 60 тыс. км пробега или при выявлении повреждений ремня ГРМ на ВАЗ 2110-2112, его нужно заменить, чтобы на вызвать разрушений, когда после его разрыва клапана встречаются с поршнями. Для этого не требуется сложного инструмента, но при работе нужно внимательно следить за совпадением всех меток на валах, а также следить за натяжением ремня. При выборе новой детали нужно ориентироваться на проверенных производителей и покупать ремень только в тех автомагазинах, которые отвечают за качество предлагаемой продукции.