Почему двигатель троит на холостых оборотах?

«Двигатель троит» — это не технический термин, а простонародное выражение. Однако в лексикон автомобилистов оно вошло прочно и обозначает, что работают не все цилиндры. Изначально имелся в виду четырехцилиндровый мотор, прихрамывающий на одну «ногу», но понятие распространилось на все многоцилиндровые ДВС. Троить может рядная «шестерка» и двухцилиндровая «Ока». Вряд ли стоит относить к этому понятию нестабильную, беспорядочную работу на холостом ходу, а также плавающие обороты. 

А еще говорят: «подтраивает» — т.е. работает нормально, но сбои есть.

двс автомобиля

Карбюраторный двигатель

За работу ДВС на холостом ходу отвечает система холостого хода, но она только поддерживает качество и количество рабочей смеси. Троение карбюраторного двигателя на холостых оборотах происходит из-за дефектов механизмов и систем:

  1. Цилиндропоршневой группы (ЦПГ).
  2. Газораспределительного механизма (ГРМ).
  3. Системы зажигания.

ЦПГ и ГРМ определяют величину компрессии, но не только. Через изношенные кольца в камеру сгорания (КС) поступает масло. Оно откладывается на электродах свечи, препятствует искрообразованию. Смазка также поступает через ГРМ, если маслосъемные колпачки пришли в негодность. Неплотное закрытие клапанов приводит к увеличению доли остаточных газов в свежем заряде, обильный нагар вызывает калильное зажигание.

Мощность искры зависит от множества причин. Среди них состояние высоковольтных проводов, их соединений, самих элементов зажигания, величины зазора и т. д. 

Незначительная неравномерность всегда присутствует, и система холостого хода способна ее нивелировать. Вспомним, как происходит регулировка.

  1. Винтом количества устанавливаем требуемые обороты.
  2. Поворотом винта качества в разные стороны находим максимальную частоту вращения.
  3. Понижаем обороты до номинальных количественной регулировкой.
  4. Обедняем смесь, закручивая винт качества до появления первых перебоев. Последний шаг — слегка обогащением смеси (делаем небольшой запас).
  5. Обороты холостого хода должны стабилизироваться после резкого нажатия на газ. Если все нормально, можно установить воздушный фильтр корректировать регулировку.

Все настройки пройдут успешно, если полностью исправны механизмы двигателя, системы зажигания и питания. 

Как определить неработающий цилиндр

 

Если двигатель троит на холостых и настройке не поддается, следует проверить, все ли цилиндры работают. Для этого, в режиме нестабильности плоскогубцами с изолированными ручками поочередно отсоединяем от свечей высоковольтные провода. Если частота проваливается, значит цилиндр работает, а если изменений не происходит — не работает.

Поиск неисправности

После определения неработающего цилиндра проверяют показатели остальных, сравнивают их с нерабочим. Начинают со снятия и проверки свечей. 

  1. Хлопья черного нагара говорят о переобогащении смеси. 
  2. Налипший, яркий черный нагар указывает на поступление масла.
  3. Белый цвет электродов свидетельствует о бедной смеси, или попадании охлаждающей жидкости.
  4. Нормальный цвет свечи — светло-коричневый.

Неисправность системы зажигания — наиболее частая причина отключения отдельного цилиндра.

Компрессию проверяют при помощи компрессометра, а в камеру сгорания можно заглянуть эндоскопом. Прибор позволяет осмотреть всю надпоршневую полость, днище поршня, клапана ГРМ, вывести изображение на экран, сделать фотографии.

Холодный и горячий двигатель

Троение мотора на холодную происходит из-за низкой испаряемости топлива. После прогрева смесеобразование нормализуется, но причину все равно необходимо найти.

Двигатель троит на холостых после прогрева из-за нарушенных зазоров клапанов. Если клапаны слишком зажаты, в горячем состоянии они будут чуть приоткрыты. Также разгоряченное масло может заливать свечу.  

Инжекторный двигатель

Каждый цилиндр современного инжекторного мотора имеет собственную форсунку, катушку зажигания. Исходя из этого, инжекторный ДВС троит по следующим причинам:

  1. Неисправность ЦПГ
  2. Неисправность ГРМ
  3. Неисправность ЭБУ.
  4. Слабая искра из-за проблем с:
  • Свечами;
  • Катушками зажигания;
  • Проводами.

5.    Неисправна форсунка по причинам:

  • закоксовки распылителя;
  • плохого распыла;
  • зависание иглы;
  • отказ электрической части.

Профессионалы не рекомендуют проводить проверку отключением свечей из-за возможности выхода из строя катушек зажигания, датчиков, блока управления.

Определить неработающий цилиндр можно, подсоединив диагностическое программное обеспечение к ЭБУ через колодку диагностики. Далее можно проверить искру в тестовом режиме со снятыми свечами. После этого отдельно проверяют все компоненты. Тестирование свечей лучше выполнять на специальном стенде. В нем создается давление аналогичное давлению в камере сгорания. Сопротивление проводов измеряется тестером. Если оборудование отсутствует, определить причину троения двигателя на оборотах ХХ можно заменой компонентов на заведомо исправные, т.е. менять местами провода, катушки, свечи.

Дизельный мотор

проверка форсунок дизеля

Троение дизельного мотора случается реже, чем у бензинового. Величина компрессии влияет в первую очередь на запуск, и в меньшей степени на равномерность работы. Свечи накаливания активны только при пуске, и если мотор завелся на трех свечах, четвертый цилиндр подключится незамедлительно по достижении холостых оборотов. 

Чаще всего дизель троит из-за топливной аппаратуры:

  1. Неисправна плунжерная пара. Изношенная секция ТНВД не создает необходимого для открытия форсунки давления. Топливо при этом утекает в зазор, и перепускается в сливную магистраль. Однако цилиндр может подключиться на более высоких оборотах. 
  2. Неисправности форсунки по причине:
  • зависание иглы. Топливо без сопротивления поступает в КС в большом количестве. Подача при этом происходит гораздо раньше, что вызывает стук
  • закоксовка сопловых отверстий приводит к сокращению цикловой подачи, ухудшению тонкости распыла.
  • неправильно отрегулированное давление впрыска приводит к ухудшению смесеобразования.
  • низкое качество распыла.

Найти неисправный цилиндр можно путем отключения форсунок. Для этого ключом приотпускают гайку топливной трубки на штуцере форсунки. Если не происходит изменений, значит цилиндр не работает.

Плунжерную пару проверяют контрольной форсункой. Ее устанавливают на трубку, и двигатель заводят. Винтом регулировки давления находят граничное положение, когда форсунка перестает открываться (распыла не происходит). Затем форсунку снимают, замеряют давление на стенде и сравнивают с предельно допустимым.

В системе Common Rail к механическим неисправностям форсунок добавляется выход из строя электрической части, нарушение проводки, неисправности автоматики. А вот ТНВД винить нельзя. Он создает равное для всех форсунок давление в общей рампе.

Видео: Двигатель троит на холостых а на оборотах нет. В чем причина? Ответ в ролике!

Печать
Павел Белоусов
TopMekhanik.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector