Какой двигатель лучше: на 8 или 16 клапанов?

Одним из основных критериев выбора автомобиля является конструкция двигателя. Среди наиболее популярных четырехцилиндровых ДВС встречаются 8-ми и 16-ти клапанные варианты. Как правило, более новые двигатели имеют 16-ти клапанную конструкцию, но многие автовладельцы ценят и ищут силовые агрегаты с 8 клапанами, предпочитая именно их. Чтобы понять, какой из моторов лучше, нужно разобрать конструктивные особенности, общие черты и отличия 8 клапанного и 16 клапанного двигателя, а также их технические характеристики.

Конструктивные особенности

Главное отличие 8 клапанного мотора от 16 клапанного состоит в количестве клапанов на один цилиндр. В более простом 8 клапанном ДВС на каждый цилиндр приходится два клапана – впускной и выпускной. Они приводятся в движение механическими толкателями, расположенными на одном распределительном валу. Существует несколько восьмиклапанников с гидрокомпенсаторами, но они встречаются редко и не получили широкого распространения.

На современные автомобили устанавливаются моторы с 16 клапанами, они оснащаются двумя распределительными валами и четырьмя клапанами на каждый цилиндр. Клапаны приводятся в движение при помощи гидрокомпенсаторов, что постоянно обеспечивает оптимальный размер зазоров, поэтому в 16-ти клапанники не нужно периодически регулировать как двигатели с 8 клапанами.

Преимущества 8-ми клапанных двигателей

8-ми клапанный мотор

Несмотря на то, что 8 клапанные ДВС считаются устаревшими и повсеместно снимаются с производства, некоторые водители ищут машины именно с такими моторами. Это связанно с преимуществами, которые все же имеет этот тип моторов:

  1. Высокая надежность. Эти ДВС исключительно неприхотливы, могут работать даже в случае нерегулярной замены масла, поскольку оно не подается в систему толкателей клапанов. Также двигатели легко переваривают бензин АИ-80 без негативных последствий для себя.
  2. Возможность заливки недорого масла. Благодаря конструкции двигателя, в него можно заливать полусинтетические и минеральные масла, чего нельзя делать с конструктивно более сложными силовыми агрегатами.
  3. Компактный размер. Наличие только одного распределительного вала позволяет сделать двигатель с меньшими габаритами. Это дает возможность легко добираться до других агрегатов в подкапотном пространстве.
  4. Установка поршней с проточкой. Этот вариант 8 клапанных двигателей применялся на последних моделях. Кроме более стабильной работы мотора он предлагал и другое важное преимущество: при разрыве ремня ГРМ клапана и поршни не встречаются, а значит, не разрушаются, что позволяет избежать дорогостоящего ремонта.
  5. Простота конструкции и ремонтопригодность. Двигатели с 8 клапанами благодаря простоте конструкции легче ремонтировать, а детали стоят сравнительно недорого. При этом они выходят из строя после очень длительного пробега или плохого обслуживания.

Эти преимущества позволяют владельцу снизить расходы на заправку и обслуживание за счет заливки менее дорого топлива и масла. При этом автомобиль будет ездить даже при сильных износах узлов, что ценят многие автолюбители.

Основные достоинства 16-ти клапанных моторов

16-ти клапанный двигатель

Разработка 16-ти клапанных двигателей потребовалась по двум основным причинам – разработчики захотели снять большую мощность с того же объема, а также получить соответствие по экологическим требованиям. Поскольку основная разница между 8 клапанным и 16 клапанным двигателем состоит в удвоенном количестве клапанов на один цилиндр, в  результате получился мотор, обладающий такими достоинствами:

  1. Повышенная мощность. Возможность запуска большего количества топливовоздушной смеси и выпуска отработанных газов позволяют более эффективно сжигать топливо, при этом выхлоп выходит с меньшим сопротивлением, что облегчает движение поршня и повышает мощность двигателя в среднем на 15-20 % по сравнению с 8-ми клапанными аналогами.
  2. Экономичность. Тот же принцип снижения сопротивления впускаемых и выпускаемых газов и более эффективного сжигания топлива приводит к тому, что двигатель с 16 клапанами потребляет меньше топлива.
  3. Наличие гидрокомпенсаторов. При работе толкателей данного типа в них закачивается масло, что позволяет все время удерживать правильные зазоры. Гидрокомпенсаторы не нужно регулировать, благодаря им достигается стабильность работы мотора, кроме того, он работает гораздо тише, чем восьмиклапанник.

При условии регулярного обслуживания, 16-ти клапанный ДВС работает более стабильно, позволяет получить существенный прирост мощности при экономии топлива.

Недостатки каждого из двигателей

работа механического толкателя

При выборе 8 или 16 клапанного мотора необходимо ориентироваться не только на достоинства, но и на недостатки каждой из конструкций. Именно это станет основой решения, поскольку каждый из таких недостатков приводит к трудностям или дискомфорту в эксплуатации. К проблемам 8 клапанных двигателей относят:

  1. Сниженная удельная мощность. Это устаревший тип двигателей, поэтому, несмотря на надежность, при одинаковом объеме они существенно менее тяговиты, чем конструкции с 16 клапанами.
  2. Повышенный расход топлива. К этому приводят два основных фактора – применение механических толкателей клапанов, в которых часто меняются зазоры и наличие по одному впускному и выпускному клапану, что приводит к затруднению движения газов.
  3. Шумность. Даже после недавней регулировки, работа механических толкателей отличается характерным звуком, поэтому 8 клапанный двигатель всегда работает более шумно, чем его 16 клапанный конкурент.
  4. Необходимость регулярной настройки клапанов. Несмотря на надежность и неприхотливость, 8 клапанные двигатели имеют одну особенность. Они требует регулировки клапанов каждые 15-20 тыс. км пробега, чего не нужно, если есть гидрокомпенсаторы. Это кропотливая работа, требующая точности и аккуратности, которую часто поручают профессионалам.

работа клапана с гидрокомпенсатором

При несомненных преимуществах, опыт эксплуатации 16-ти клапанных моторов тоже выявил их определенные недостатки, среди которых можно выделить:

  1. Необходимость в качественном топливе и масле. Сложность и точность конструкции двигателей с 16 клапанами требуют заправки бензином марки не ниже АИ-92, а лучше АИ-95. Поскольку гидрокомпенсаторы при работе закачиваются маслом, оно должно быть качественным и чистым. Поэтому в моторы данного типа заливается только синтетика и меняется по регламенту, указанному производителем.
  2. Габариты. Наличие двух распределительных валов привело к тому, что верхняя часть двигателя более массивна. Это существенно затрудняет доступ ко многим узлам в подкапотном пространстве.
  3. Сложность конструкции. Этот тип двигателей имеет большее число узлов и деталей, усложненный газораспределительный механизм с дополнительными роликами, что затрудняет его ремонт в случае поломки. Это же снижает надежность конструкции, хотя современные модели достаточно долговечны, но при условии правильной эксплуатации и своевременного обслуживания.

Заключение

Как мы видим, каждый из двух типов моторов имеет свои преимущества и недостатки, поэтому выбирать должен сам покупатель. Если давать общие рекомендации, то для «рабочих лошадок», где ценится ремонтопригодность и неприхотливость, больше подойдут 8-ми клапанные моторы. В случае если требуется динамика, есть возможность регулярного профессионального обслуживания и применения более дорогих расходников, то больше подойдет вариант с 16-ти клапанным двигателем, который к тому же более экономичен.

Печать
Павел Белоусов
TopMekhanik.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector