Снятие и замена переднего ступичного подшипника Нива (ВАЗ 2121)

Ступичный подшипник – важный элемент подвески любого автомобиля. Его основная задача – снижение силы трения и обеспечение плавного и равномерного вращения колеса, где он и установлен. Ступица с подшипником при движении, особенно на ухабах и поворотах, подвергается большим нагрузкам, поэтому к её прочности и качеству изготовления выдвигаются особые требования. Автомобили, предназначенные для внедорожной езды, в том числе и ВАЗ 2121 (Нива) подвергают свою ходовую часть еще большим нагрузкам. И если данный узел выходит из строя, требуется оперативная замена подшипника ступицы переднего колеса. 

этапы замены подшипника передней ступицы Нивы

Как определить проблему с передним подшипником ступицы?

Перед тем, как приступать к ремонту, нужно провести диагностику, чтобы определиться с источником проблемы. Подвеска представляет собой многокомпонентную конструкцию, поэтому до начала работ нужно понять, что вышел из строя именно ступичный подшипник. Об этом можно судить по нескольким признакам:

  1. Появляется гул в районе переднего колеса, при этом он нарастает с набором скорости.
  2. При повороте в сторону противоположную колесу, где подшипник вышел из строя, гул усиливается. Например, если проблема с левым подшипником, то гул будет усиливаться при повороте вправо.
  3. Гул может переходить в вибрацию и последующий хруст и стук, сигнализирующий о полном разрушении подшипника.
  4. Иногда подшипник может заклинить колесо, что приводит к возникновению аварийной ситуации на дороге.

Важно понимать, что при появлении подозрительного шума нужно сразу заняться устранением неисправности и заменить подшипник передней ступицы, чтобы не получить более серьезных проблем.

Диагностика в гараже

Чтобы убедиться, что нужно поменять именно ступичный подшипник, а не другой элемент подвески, в гараже нужно провести простой диагностический тест. При помощи домкрата поднимается колесо, от которого слышится шум. После этого нужно сделать два простых действия:

  1. Взять колесо сверху и снизу и при помощи энергичных движений попытаться определить люфт вдоль вертикальной оси. Если наблюдается движение – это проблема ступичного подшипника.
  2. Просто прокрутить колеса имитируя движение автомобиля вперед. Колесо должно вращаться мягко и бесшумно, если послышался характерный гул – ступичный подшипник вышел из строя.

Если при люфте, в качестве временной меры, можно подтянуть подшипник, то при появившемся гуле его нужно как можно быстрее заменить.

Демонтаж ступицы

Колесо поддомкрачивается и снимается, делается прочный упор, чтобы автомобиль не соскользнул с него. Снимается заглушка, закрывающая ступичный подшипник, это делается плоской отверткой, которая вставляется в зазор, после чего по ней несколько раз несильно бьется молотком.

демонтаж защиты ступицы ВАЗ 2121

Под заглушкой располагается гайка на 27, которую нужно открутить, если планируется повторное использование гайки, ее нужно раскернить. С внутренней стороны нужно найти два болта, удерживающих тормозной суппорт и выкрутить их. Откручиванию нижнего болта может мешать небольшой металлический элемент, который нужно просто отогнуть, после чего разжимаются колодки. При снятии суппорта обратить внимание на то, что снимается и его металлический пыльник.

снимается рулевая тяга

Снимается внешняя часть вместе с тормозным диском, иногда нужно легонько простучать её молоточком. Разгибается стопор рулевой тяги, после чего она откручивается ключом на 22. Снять тягу можно при помощи специального съемника или ударами молотка по крепежу. Откручивается верхняя и нижняя шаровые опоры, снимаются пластины, удерживающие шланги. Обратите внимание, что для освобождения шаровых опор, их тоже нужно несколько раз ударить молотком.

Порядок замены подшипника

Дальнейшие работы выполняются на снятой ступице. Наружный сальник поддевается металлической лопаткой типа плоской отвертки, чтобы поддеть его инструмент подбивается молотком. Упорное кольцо можно поддеть любым подходящим металлическим предметом, тонкой отверткой, ножом и т.д. Извлекается подшипник ступицы. После этого операция повторяется с другой стороны.

удаление наружного сальника на Ниве

Нужно выбить внутреннюю обойму с подшипника. Для этого потребуется надежная опора, отлично подойдет наковальня, и трубка длиной около 15 см, диаметр которой позволяет установить в нее гнездо ступичного подшипника. Зубило устанавливается на нижнюю часть обоймы, где есть специальная каемка. Бить нужно не сильно, в разных местах, чтобы не повредить корпус, при этом извлекая обойму.

выбивание обоймы

Установка нового подшипника ступицы начинается с забивания новой обоймы. В качестве оправки удобно использовать старую деталь или стандартное приспособление, подходящее по диаметру. В посадочное гнездо накладывается толстый слой смазки, подойдет обычный литол.

запрессовка сальника

Дополнительно смазка наносится непосредственно на подшипник так, чтобы она максимально зашла во внутрь, после чего подшипник укладывается в гнездо, сверху тоже наносится смазка.

Укладывается упорное кольцо, после чего забивается новый сальник. Для этого нужно делать несильные удары молотком по краям сальника, пока он не встанет на место. Для окончательной посадки рационально использовать оправку подходящего диаметра. Аналогично устанавливается подшипник с другой стороны ступицы. 

Регулировка

После монтажа подшипников ступица устанавливается на место, все работы проводятся в обратном порядке. Далее нужно правильно отрегулировать работу подшипников. Для этого колесо собирается полностью, но не устанавливается защитный колпачок центральной гайки. Колесо нужно пошатать вверх-вниз, если есть хоть малейший люфт, центральную гайку нужно подтянуть, не более, чем на 45 градусов за раз. Нужно добиться полного отсутствия люфта вдоль вертикальной оси.

регулировка  ступичного подшипника на ВАЗ 2121 Нива

После этого колесо по шине пробивается небольшой кувалдочкой, чтобы сымитировать движение по ухабам. Если проявился люфт, он снова убирается подтягиванием гайки, но перетягивать ее тоже нельзя, чтобы подшипник не слишком быстро изнашивался. Для этого некоторые мастера предлагают после полного исчезновения люфта немного отпустить гайку, после чего закернить ее. После первой поездки регулировку рекомендуется повторить.

Заключение

Замена переднего ступичного подшипника Нива достаточно простая операция, которую можно сделать в обычных гаражных условиях. Она не требуется сложного оборудования, в все съемники легко заменяются обычным инструментом. Важно при обнаружении неисправности сразу сделать ремонт, чтобы не получить гораздо большие проблемы.

Печать
Павел Белоусов
TopMekhanik.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector