Троение мотора – одна из самых неприятных ситуаций, с которыми сталкиваются автомобилисты. Сложность заключается в том, что такая поломка может возникать по множеству причин, и их зачастую трудно находить. Для того, чтобы локализовать неисправность и устранить ее, необходимо понимать, в чем состоит суть троения ДВС. Эта поломка получила такое название из-за того, что в большинстве случаев в 4-цилиндровых моторах перестает работать один цилиндр, а остальные три продолжают работать. Соответственно, три из четырех рабочих тактов ДВС происходят в обычном режиме, а на четвертом наблюдается «пропуск», при котором топливная смесь частично или вовсе не сгорает. Это сопровождается ритмичными толчками двигателя и характерными хлопками из выхлопной трубы, а также увеличенным расходом топлива и резким снижением мощности ДВС.
Основные причины троения прогретого двигателя
В целом все неисправности сводятся к трем проблемам:
- В нерабочем цилиндре нечему гореть – в него не нагнетается топливо или смесь поступает в недостаточном количестве.
- Горючую смесь нечем поджигать – не формируется искра или искрообразование происходит не в том месте, где это необходимо.
- Наблюдается пониженная компрессия – цилиндры не герметичны из-за увеличенных зазоров, залипших поршневых колец и др.
В каждую из перечисленных категорий можно отнести несколько разных проблем. Более детально причины троения ДВС рассмотрены ниже.
Пробой высоковольтных проводов
Эти кабели соединяют свечи и катушки зажигания. Как правило, они устанавливаются сверху на двигателях. Их наконечники вставляются в свечные шахты и легко вынимаются вручную. Наиболее распространенная неисправность высоковольтных проводов – образование микротрещин на изоляции, через которые начинают пробиваться искры. Соответственно, высоковольтные разряды не достигают свечей зажигания, и в одном или нескольких цилиндрах не происходит розжиг топливной смеси.
Нагар на свечах зажигания
Чаще всего нагар появляется из-за некачественного топлива с посторонними примесями. Из-за черного налета на электродах ухудшается искрообразование. По этой причине испорченные свечи с нагаром теряют возможность разжигать топливо в камере сгорания. Если троит один цилиндр на горячую, а осмотр свечей подтвердил наличие налета, то с высокой вероятностью проблема заключается именно в этих деталях.
Загрязнение форсунок
Эти устройства отвечают за впрыск и равномерное распределение топливно-воздушной смеси по всему объему камеры сгорания. Если сопла форсунок забиты, или не работают электромагнитные клапаны, которые открываются и закрываются по сигналам от ЭБУ (электронного блока управления двигателя), подача топлива в цилиндры будет нарушена.
Неисправность катушек зажигания
Катушки вырабатывают высоковольтные разряды тока, необходимые для формирования искр между электродами свечей. Они могут выходить из строя из-за межвитковых замыканий, механических повреждений, заводского брака и других факторов. Найти эти детали можно по высоковольтным проводам: одни их концы вставляются в двигатель, а другие подключаются к катушкам зажигания.
Поломки датчиков
Троение на холостых оборотах на горячую часто наблюдается из-за неисправностей различных датчиков, которые отвечают за исправную работу двигателя. В некоторых ситуациях проблема заключается в износе или повреждении проводки. Зачастую это можно обнаружить невооруженным глазом, внимательно осмотрев состояние всех кабелей, которые подводятся к двигателю. Повреждения могут возникать из-за неправильного расположения проводов (они могут болтаться при движении автомобиля и постепенно заламываться), а также из-за неосторожных действий при замене датчиков или ремонте соседних узлов. В других случаях из строя выходят сами датчики, при этом проводка не имеет видимых повреждений. В частности, троение мотора могут вызывать неисправности датчиков положения коленвала, давления топлива, кислорода, положения дроссельной заслонки, температуры и др.
Закоксовка поршневых колец
Если двигатель троит на горячую, но при этом исправно работает на холодную, проблема может заключаться в залипании поршневых колец из-за их закоксовки. В непрогретом моторе масло будет более густым и вязким, поэтому оно будет создавать более толстую масляную пленку в цилиндрах, тем самым перекрывая зазоры и обеспечивая нужную компрессию. После прогрева масло становится более жидким и текучим, вместе с тем уменьшается толщина масляной пленки, и из-за этого зазоры между поршнями и цилиндрами становятся негерметичными. Как правило, закоксовка происходит из-за несвоевременного техобслуживания автомобиля, поскольку старое отработанное масло ускоряет образование шлама и твердых отложений, из-за которых поршневые кольца могут прилипать к поршням и терять подвижность.
Поиск и устранение типичных неисправностей
Если мотор нагревается и троит, нужно поочередно выполнять проверку всех деталей, из-за которых может наблюдаться такая поломка:
- Бронепровода. Чаще всего пробой возникает на тех частях проводов, которые вставляются в свечные шахты двигателя. Чтобы проверить их нужно при заведенном двигателе немного отогнуть резиновые пылевлагозащитные колпаки, которые закрывают свечные шахты. Если между проводами и двигателем будет видна искра, провода нужно заменить.
- Свечи. Их достаточно легко проверить. Нужно отсоединить бронепровода и выкрутить свечи с помощью специального трубчатого ключа. Если на электродах имеется черный нагар, он будет препятствовать искрообразованию и вызывать троение мотора. Не следует путать его с коричневым налетом, который является нормой для исправных свечей.
- Форсунки. Эти детали проверяются только на специальных стендах. Для выполнения такой процедуры нужно обращаться в сервис.
- Катушки зажигания. При поломках этих устройств на одной или нескольких свечах не будет образовываться искра. Это можно проверить, поочередно вынимая бронепровода из посадочных мест при заведенном двигателе. В исправном состоянии между ними и мотором должно наблюдаться искрение в момент их вытаскивания из свечных шахт.
- Датчики. Самый быстрый и эффективный способ проверки всех датчиков – электронная диагностика при помощи специального сканера. Это относительно недорогая процедура, которую выполняют в большинстве автосервисов. Проверять датчики другими способами (каждый отдельно) слишком долго и неэффективно, поскольку неопытному водителю будет трудно отличить исправный элемент от неисправного.
- Компрессия. Существуют специальные приборы для измерения компрессии в двигателях. Эта процедура должна выполняться при заряженном аккумуляторе, поскольку давление в цилиндрах измеряется при длительном вращении стартера и коленвала без непосредственного запуска ДВС. Замеры проводятся с помощником: один человек замеряет компрессию, находясь у капота, а второй – поворачивает ключ зажигания, находясь в салоне.
Заключение
Если мотор троит после прогрева, не следует откладывать диагностику и ремонт. Машина с такой неисправностью будет хуже разгоняться, расходовать больше топлива и сильнее загрязнять воздух недогоревшим топливом. Поэтому при первых признаках троения ДВС нужно искать причины поломок и устранять их. Если это не удается сделать самостоятельно, необходимо обратиться в автосервис. По пути на СТО следует соблюдать безопасную скорость и по возможности двигаться в правой полосе с включенной аварийной сигнализацией.