- Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ)
- Датчик положения распределительного вала или датчик фаз
- Датчик скорости
- Датчик температуры охлаждающей жидкости
- Датчик детонации
- Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ)
- Регулятор холостого хода (РХХ)
- Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
- Датчик кислорода (лямбда-зонд)
Согласованная и оптимальная работы всех систем современного двигателя контролируется набором датчиков. Они передают информацию в электронный блок управления, который вносит коррективы, регулируя рабочие параметры агрегатов. При этом часто сбой в нормальной работе самих датчиков приводит к нарушениям в режимах эксплуатации мотора, а поломка некоторых из них, например, датчика положения коленвала, приводит к невозможности запуска двигателя. Это касается большинства автомобилей, в том числе и отечественной марки ВАЗ.
Поэтому при выявлении определенных неполадок в работе важно быстро и точно проверить работу всех датчиков. Это можно сделать самостоятельно, не обращаясь в специализированные СТО, тем самым экономя время и средства. Рассмотрим, как проверить каждый из датчиков, отвечающих за работу моторов автомобилей семейства ВАЗ.
Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ)
Этот датчик находится в нижней части двигателя с левой стороны, если смотреть из открытого капота. Она расположен под прямым углом к шкиву коленчатого вала двигателя. Для проверки необходимо провести такие действия:
- Проверить целостность датчика, а также зазор между ним и шкивом, который должен составлять 1±0,2 мм. Это делается подходящим по размеру щупом.
- Рукой убедиться в том, что датчик прочно закреплен и не болтается по сторонам.
- Проверить целостность зубов шкива, если на него налипла смазка или грязь тщательно вычистить его.
- Отсоединить датчик и при помощи мультиметра проверить его сопротивление, которое должно находиться в пределах 500-700 Ом.
- Проверить работу датчика, для чего присоединить мультиметр в режиме вольтметра и провести возле чувствительного элемента металлическим предметом, при этом на нем должно возникнуть напряжение порядка 0,2 В или 200 мВ.
- Проверить провода на замыкание. Для этого снять минусовую клемму аккумулятора и разъем с блока ЭБУ, чтобы не повредить электрооборудование. Со стороны датчика прозвонить провода, если датчик показывает не бесконечное сопротивление, значит, провода замкнуты и нужно искать это место в проводке.
- Проверка провода на обрыв. Соединить контакт клеммы датчика с массой при помощи короткого провода. Подключить тестер к соответствующему контакту в разъеме ЭБУ, а второй тоже замкнуть на массу. Если тестер начинает пищать, провод не поврежден.
- Замыкание провода на массу. Техника проверки такая же, но провод разъема датчика не соединяется с массой. При этом если тестер пищит, значит, есть пробой на массу, который нужно найти и устранить.
Датчик положения распределительного вала или датчик фаз
На автомобили ВАЗ может устанавливается два вида датчиков положения распредвала 2111 и 2112. Первый устанавливается на восьмиклапанные двигатели, второй – на шестнадцатиклапанные. Алгоритм проверки обоих типов датчиков схож. Для начала нужно снять эту деталь, для чего отсоединяются 3 контакта. Первые два контакта – это минус и плюс, а третий отвечает за сигнал, передаваемый датчиком на ЭБУ.
Мультиметр ставится в режим работы вольтметра с пределами измерения 20 В постоянного напряжения. После этого соединяется один контакт прибора устанавливается на сигнал датчика, а второй на положительную клемму аккумулятора. Далее нужно включить зажигание и проверить показания мультиметра, которое должно составлять около 10 % от номинального напряжения аккумулятора. Если батарея выдает 12 В, то на тестере должно быть около 1,2 В.
После этого, не отсоединяя клемм и не отключая зажигания, к чувствительному элементу датчика нужно поднести металлический предмет с магнитными свойствами. Отлично подойдет гаечный ключ. При этом напряжение на датчике должно возрасти практически до напряжения, выдаваемого аккумулятором, в нашем случае – около 12 В. Если датчик не реагирует на поднесение предмета, то он подлежит замене.
В случае, когда первичная проверка выявила отсутствие питания на датчике фаз, необходимо проверить целостность проводки, для чего отключается минусовая клемма АКБ. Сначала проверяется провод массы, при его присоединении мультиметр должен дать соответствующий сигнал. Остальные тесты проводятся так же, как и при проверке ДПКВ, со своими разъемами на ЭБУ.
Датчик скорости
Датчик имеет схожую конструкцию и принцип работы с датчиком положения распредвала, поэтому проверяется таким же образом.
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Автомобили ВАЗ оборудованы двумя датчиками температуры охлаждающей жидкости. Первый – одноконтактный, его задача передавать информацию на приборную панель, при выходе из строя стрелочка прибора не будет двигаться и датчик подлежит замене. Второй – двухконтактный, передающий данные на ЭБУ, именно его приходится тестировать.
Поскольку конструктивно данный датчик представляет собой терморезистор, необходимо проверить его сопротивление. После этого при помощи таблицы проверить соответствие сопротивления температуре. Второй вариант – подключиться к ЭБУ на полностью остывшем двигателе и сравнить температуру, которую показывает датчик, с температурой окружающего воздуха. При прогреве двигателя показатель температуры должен нарастать без скачков.
Если датчик работает нормально, а проблема остается, требуется проверка проводки. Для этого нужно включить зажигание и проверить напряжение на разъеме датчика температуры, которое должно составлять +5 В. При нулевом или меньшем показателе, нужно проверить целостность проводов так же, как и в случае с ДПКВ.
Датчик детонации
Этот датчик находится на передней части блока цилиндров. Первое, что нужно проверить, это степень его затяжки. Поскольку при работе блок вибрирует, затяжка датчика может ослабеть, что нарушает его работу. Датчик должен быть затянут с моментом около 20 Н·м.
Следующий шаг – проверка сопротивления самого датчика. Для этого снимается разъем и к контактам датчика подключаются щупы тестера. На исправном датчике сопротивление должно приближаться к бесконечности.
Далее мультиметр переводится в режим измерения напряжения, подсоединяем его к датчику и начинаем легонько постукивать по нему. Напряжение должно увеличиваться до 0,2 В или 200 мВ, при этом, если напряжение не возвращается на нулевое значение – датчик зависает, и он неисправен.
Перед проверкой проводов нужно проверить их экранировку. Она должна быть целой и надежно соединенной с массой. Проверка проводов осуществляется так, как и с ДПКВ.
Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ)
Этот элемент устанавливается после воздушного фильтра двигателя. Сначала измеряется выходной сигнал. Это делается при включенном зажигании, и его величина должна находиться в пределах 1±0,02 В. Замер можно сделать при помощи мультиметра или автомобильного сканера, что проще и точнее. Для проверки мультиметром нужно проверять напряжение между 3 и 5 выводами датчика.
Для проверки питания ДМПВ снимается контакт и проверяется напряжение между 2 и 3 контактами разъема, которое должно составлять около 12 В при включенном зажигании. При перемещении щупа со 2 на 5 контакт прибор должен показать 5 В. При отсутствии или недостатке питания проверяется проводка, как в случае с ДПКВ.
Регулятор холостого хода (РХХ)
Регулятор холостого хода устанавливается на тыльной части дроссельного узла. Сначала осматривается корпус датчика, на котором могут ослабиться или сломаться заклепки, в результате чего он выходит из строя.
Если корпус целый, проверяется целостность обмоток РХХ. Для этого снимается разъем, после чего к выводам А и В подсоединяется тестер в режиме измерения сопротивления. На исправном датчике сопротивления должно находиться в пределах 50-55 Ом. Вторая обмотка проверяется таким же образом, но на выводах D и C. Чтобы убедиться, что обмотки не замыкаются между собой, проверяется сопротивление между регуляторами A и D, а также B и C. Тестер при этом должен показываться бесконечность.
При проверке проводки отключается разъем и при включенном зажигании проверяется питание между контактами А и В, куда должно приходить 12 В. Аналогичный показатель должен быть на контактах D и C. Если напряжение не доходит, нужно искать обрыв проводки, как и в случае с ДПКВ.
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
ДПДЗ тоже находится на дроссельном узле, но расположен чуть выше датчика РХХ. Для тестирования понадобится мультиметр в режиме вольтметра. Его щупы присоединяются к выводам А и С при включенном зажигании. При открытии дроссельной заслонки напряжение датчика должно постепенно, без рывков снижаться.
Это же измерение можно сделать проще при помощи автомобильного сканера. После подключения в нем нужно найти параметр «Положение дроссельной заслонки». При не нажатой педали газа значение данного параметра должно быть равно 0. При плавном нажатии на педаль значение должно плавно, без скачков нарастать.
Для проверки проводки на разъеме датчика между контактами А и В измеряется напряжение. При включенном зажигании туда подается 5 В. Если питание не подается или не достигает номинального значения – нужно прозвонить проводку как в случае с датчиком ДПКВ.
Датчик кислорода (лямбда-зонд)
Кислородный датчик находится на выпускном коллекторе возле катализатора. При варианте с двумя лямбда-зондами второй датчик устанавливается после катализатора. Для проверки первого (основного) датчика кислорода нужно подсоединить сканер к разъему и найти соответствующий параметр. На холодном работающем двигателе график должен выглядеть в виде прямой линии и выдавать напряжение 0,45 В. Если есть искажение в пределах ±0,2 В, то датчик неисправен и нужно проверить контакты и проводку, или заменить саму деталь.
На прогретом двигателе на сканере рисуется к крутая синусоида в пределах от 0,05 В до 0,9 В, с периодом изменения около 1 с. Если увеличить впуск воздуха, то сигнал лямбда-зонда должен упасть до 0,05 В, а при обогащении смеси эти показатели вырастут до 0,9 В. Для этого во впуск нужно впрыснуть немного эфира или жидкости для чистки карбюраторов. При отсутствии реакции, датчик не работает. Для определения работы нагревателя датчика, нужно проверить его сопротивление тестером, которое должно быть около 10 Ом.
Для удобства работы предлагается таблица распиновки ЭБУ на ВАЗ:
Таким образом, при появлении проблем с работой той или иной системы двигателя, можно самостоятельно протестировать датчики, контролирующие ее работу. Для этого не требуется никакого сложного инструмента и оборудования, достаточно располагать недорогим мультиметром, который можно приобрести в любом магазине.