Датчик уровня топлива (ДУТ) позволяет в реальном времени контролировать количество бензина, оставшегося в баке. Но со временем он может выдавать неправильную информацию или прекратить работу вовсе, и в этом случае потребуется замена датчика.
Где находится датчик и как он демонтируется
В автомобиле ВАЗ 2112 и других переднеприводных моделях датчик уровня топлива находится на бензонасосе, который, в свою очередь располагается в топливном баке. Чтобы добраться до нужного места необходимо в салоне снять заднее сидение и клеммы с аккумулятора, поскольку бензонасос относится к электрооборудованию, которое может быть повреждено вследствие скачка напряжения. После снятия сидения откроется металлическая часть кузова с лючком, закрепленным двумя болтами под фигурную отвертку, которые нужно выкрутить.
В открывшемся пространстве можно увидеть верхнюю часть бензонасоса, подключенного к электрической проводке. Фишку нужно снять, для чего ее необходимо просто с достаточной силой потянуть. После чего при помощи рожкового ключа откручиваются гайки, крепящие металлические трубки подачи и обратки. При демонтаже трубок обратите внимание на резиновые уплотнители, которые при обратной сборке нужно заменить, чтобы исключить подтекание топлива.
При помощи головки на 7 выкручиваются гайки шпилек, соединяющих бензонасос с кузовом. После выкручивания гаек снимается металлическое прижимное кольцо, внимательно обследуется состояние резиновой прокладки, при наличии повреждений ее тоже нужно заменить. Далее бензонасос просто извлекается с посадочного гнезда, если мешают трубки, их нужно аккуратно отодвинуть.
Процесс замены
Чтобы заменить ДУТ, снимается установленный в баке бензонасос, после чего проводится дальнейший демонтаж. Сам датчик прикрепляется к насосу сбоку, при помощи двух небольших болтиков с крестообразным шлицем. К нему на жесткой проволоке прикреплен поплавок, с помощью которого отслеживается уровень топлива в баке.
Для испытания можно подключить бензонасос к фишке, предварительно вернув клеммы на аккумулятор, при этом подключать сам насос не рекомендуется, чтобы он не работал на сухую, поскольку топливо для него является одновременно охлаждающей жидкостью и смазкой. Поднимая и опуская поплавок и наблюдая за стрелкой, можно убедиться насколько корректно работает датчик.
Далее можно менять датчик уровня топлива, но при этом нужно учесть один важный момент. Датчики на ВАЗ, выпущенных до 2004 года и после отличаются друг от друга, поэтому при покупке нужно указывать год выпуска машины, иначе показания могут быть некорректными. Перед установкой нужно убедиться, что все крепежи целы, фишка подключения подходит под бензонасос, а контактная дорожка, к которой подводится поплавок не повреждена. Сделать замену очень просто – открутить крепежные болтики, снять старую деталь, а на ее место прикрутить новую.
После монтажа убедиться, что ничего не болтается, при этом поплавок ходит свободно, практически без усилия. Для испытания датчика его нужно вставить в фишку на бензонасосе, при этом фишка электромотора снова на присоединяется, чтобы он не крутил вхолостую. После этого весь узел присоединяется к электросистеме автомобиля, поплавок устанавливается в нижнее положение и включается зажигание. Стрелка уровня топлива должна оказаться на нуле и загореться предупредительная индикационная лампочка. При поднятии поплавка до верхней границы лампочка гаснет, а стрелка показывает полный бак. В среднем положении поплавка, стрелка, соответственно, должна показать полбака. После этого можно приступать к обратной сборке.
Особенности обратной сборки
После того, как датчик уровня топлива заменен, необходимо обратно установить бензонасос. Работы делаются в обратной последовательности, при этом нужно учитывать некоторые особенности конструкции. Нижняя часть бензонасоса с сеткой грубой очистки закрывается пластиковым кожухом, и при извлечение узла из бака она часто слетает, поэтому перед сборкой его нужно извлечь и установить на место в стандартное крепление. Предварительно рекомендуется заменить фильтрующую сетку.
Вместе с фишкой датчика подключается и электродвигатель насоса, после чего весь узел помещается обратно в бак.
На следующем этапе нужно обязательно установить резиновую прокладку и крепежное кольцо на шпильки, но не затягивать гайки. Если этого не сделать, после затягивания трубок для подачи и отвода топлива, данное кольцо уже не установить.
После этого аккуратно затягиваются трубки, при этом желательно заменить резиновые кольца, даже если старые выглядят целыми. Это избавит от запаха бензина в салоне. Только после этого затягиваются гайки на шпильках, фиксирующих металлическое крепежное кольцо. На последнем этапе сборки подключается фишка бензонасоса и устанавливается люк под задним сидением. Чтобы убедиться, что все правильно собрано, необходимо запустить двигатель и посмотреть за показаниями датчика, которые должны соответствовать реальности. Можно покачать автомобиль, имитируя движение по ухабистой дороге, стрелка на исправном датчике не должна реагировать на такое движение. Далее желательно отправиться на заправку или долить топлива из канистры, контролируя его объем и убедиться, что показания датчика изменились адекватно, после чего работу можно считать законченной.
Заключение
Если начались проблемы в работе датчика уровня топлива, в подавляющем большинстве случаев виноват именно он. Неисправности, связанные непосредственно с приборной доской или проводкой случаются очень редко. Один из признаков – замирание стрелки в определенном положении, или стрелка двигается ненормальным образом, то проблема в ДУТ.
Сделать замену можно самостоятельно, используя самый простой инструмент, который есть у каждого автовладельца. Если же не решить проблему максимально быстро, отсутствие контроля за уровнем топлива приведет к тому, что вы остановитесь в самый неподходящий момент. Хорошо, если это случится в городе или на оживленной трассе, где можно получить помощь. При остановке в малолюдной местности или в ночное время, помощи придется ждать долго.