Современные автомобили оснащаются компьютерами, которые не только отслеживают работу всех узлов и механизмов, но и предоставляют водителю дополнительные данные. Часто полезной оказывается информация о температуре окружающей среды и компьютер, установленный на ВАЗ, имеет в своей прошивке такую опцию. Но при этом в стандартной комплектации ВАЗ 2112 не оснащается температурным датчиком и поэтому при соответствующей настройке на экране видны только прочерки.
Рассмотрим подключение датчика температуры внешнего воздуха на примере ВАЗ 2112, но данный пример подойдет большинству моделей, на которых установлен родной бортовой компьютер с экраном на центральной консоли или непосредственно на приборной доске.
Необходимые материалы и подготовительные работы
Перед выполнением работы необходимо подобрать и купить температурный датчик окружающего воздуха, который предлагается во многих автомагазинах. Для его подключения понадобится провод с разъемом, который можно будет вставить в фишку бортового компьютера, около 2 м обычного гибкого медного провода с изоляцией. Для крепления датчика на кузове отлично подойдет алюминиевая или оцинкованная пластина размером 15 на 100 мм.
В первую очередь необходимо добраться до фишки подключения бортового компьютера. Если ботовой компьютер установлена на центральной консоли, необходимо разобрать её и вынуть сам компьютер, добравшись непосредственно до фишки, к которой он подключается. На новых моделях ВАЗ данные о температуре окружающего воздуха могут выводиться на экран приборной панели. В этом случае, чтобы добраться до розетки нужно будет снять центральную панель, что сделать сложнее, но вполне по силам любому владельцу, главное, соблюдать последовательность и аккуратность.
Процесс установки датчика
После подготовки всех материалов, покупки датчика и демонтажа панели бортового компьютера, производится установка датчика температуры воздуха. Для этого нужно внимательно осмотреть фишку со стороны, куда в нее входят провода и найти разъем под номером 4. Поскольку с завода датчик не устанавливается, то он должен пустовать.
В разъем № 4 вставляется отрезок провода с контактным наконечником, который предварительно покупается. Проверяется плотность контакта, чтобы не было сбоев при работе.
Далее проверяется работоспособность нового датчика. Для этого его плюсовой провод соединяется с проводом, вставленным в фишку. Как правило, этот провод имеет зеленую оплетку, но при покупке рекомендуется лишний раз переспросить продавца или ознакомиться с документацией. Чтобы соединить провода достаточно просто сделать скрутку.
После этого бортовой компьютер присоединяется к фишке и включается в режиме вывода значения температуры окружающего воздуха. При этом он будет показывать прочерки. Затем берется минусовой провод и присоединяется к массе, это может быть любой металлический элемент кузова, до которого можно дотянуться, например, решетка радиатора отопителя. В момент установки контакта на экране начнут появляться цифры, которые укажут на температуру воздуха в салоне, поскольку именно в нем находится датчик. Если все нормально и показания адекватные, можно переходить к монтажу.
Пред установкой нужно выбрать место расположение датчика температуры внешнего воздуха. В идеальном варианте его устанавливают по передний бампер, но для этого потребуется его демонтировать, а это долго и достаточно сложно. Более популярный вариант установить его сразу за радиаторной решеткой, снять которую гораздо легче. В этом случае, возможно легкое искажение показаний, поскольку недалеко находится теплый радиатор. Это искажение несущественно, особенно при движении автомобиля, когда прибор фиксирует температуру набегающего воздушного потока.
Перед началом монтажа подготавливается крепление датчика. Для этого алюминиевая или оцинкованная пластина выгибается в форме буквы Г и на ее краях проделывается отверстие. Одно для крепежного винта, второе для установки датчика, который для этого оборудован специальными защелками. Получившаяся конструкция укрепляется болтом или винтом в передней части кузова под радиаторной решеткой.
После этого нужно подключить датчик. Минусовой провод подключается на массу к любому неокрашенному элементу кузова и надежно закрепляется на нем, чтобы не оборвался от тряски или в результате коррозионных воздействий. Лучше всего подойдет место крепления пластины датчика с затянутым винтом. К плюсовому проводу присоединяется медный провод длиной около 2 м, при этом место соединения надежно изолируется.
Далее длинный провод пропускается в подкапотное пространство с правой стороны, если смотреть со стороны капота, огибает аккумуляторную батарею и запускается в салон возле педали газа, где находится один из резиновых стопоров. В том же месте проходит и основной жгут проводов.
После того, как провод пропускается в салон под приборную панель, он присоединяется к проводу, который ранее был вставлен в фишку бортового компьютера. Место соединения надежно изолируется. Результат – датчик подключен к компьютеру автомобиля ВАЗ 2112.
На последнем этапе желательно провести испытание датчика. Сделать это очень просто. Предварительно нужно узнать температуру воздуха на улице при помощи спиртового или любого другого термометра, показания которого вызывают доверие. После этого включить компьютер и на экране выбрать данные о температуре забортного воздуха. Они должны совпадать с показаниями контрольного термометра. В этом случае установку можно считать успешной.