При капитальном ремонте двигателя одним из важнейших этапов является установка ГБЦ или головки блока цилиндров. От правильности выполнения этой работы зависит работа мотора после сборки, его ресурс, показатели мощности и экономии. Предлагаем ознакомиться с тем, как проходит установка и протяжка ГБЦ на 8-ми клапанных двигателях ВАЗ 11183, которые устанавливаются на Калину и другие модели отечественного производителя.
Подготовительные работы
Перед началом установки головки блока цилиндров обязательно нужно очистить посадочное место, чтобы на нем не осталось частиц нагара, металлической стружки, грязи. По двум углам блока должны стоять направляющие, представляющие собой металлические кольца. Они помогают посадить сначала прокладку, а потом ГБЦ точно на место, поскольку малейшая погрешность приведет к проблемам с работой двигателя. Посадочная плоскость головки также очищается подобно тому, как это делается с блоком цилиндров.
Перед установкой нужно при помощи отвертки выставить метку на шестерне, чтобы она совпадала с вырезом на блоке. Для этого в нем предусмотрено специальное ревизионное окошко. Такое положение указывает на то, что 1 и 4 цилиндр находятся в крайнем верхнем положении. Далее при помощи ветоши или компрессора нужно удалить масло, которое часто остается в болтовых отверстиях блока цилиндров.
Процесс установки
После проведения подготовительных работ можно переходить непосредственно к установке ГБЦ. Сначала на очищенную поверхность по направляющим меняется прокладка ГБЦ. Она обязательно должна быть новой. Чтобы ничего не мешало работе отгибается пластиковых кожух, закрывающий ГРМ и шланг сапуна.
Далее головка блока цилиндров опускается на посадочное место. Чтобы она нормально вошла, ее сначала нужно повернуть немного вправо (по часовой стрелке), после чего, опустив ниже, установить на посадочное место с учетом направляющих по углам блока. При усадке ГБЦ на место должен послышаться небольшой щелчок, после этого не должно наблюдаться никакого люфта.
После установки на посадочное место устанавливаются болты. При этом есть одно правило, при разборке нужно отделить наружные болты от внутренних, поскольку путать их не рекомендуется. Далее болты просто расставляются в посадочные гнезда. Для работы с этими болтами нужно иметь специальную головку, с ее помощью болты сначала наживляются до минимального усилия.
Протяжка головки
При установке важно точно выдерживать момент затяжки болтов ГБЦ. Поэтому еще перед началом работ нужно позаботиться о ключе с динамометром, который позволит точно отследить этот параметр.
Работа проводится в несколько этапов. Сначала болты затягиваются с момент 2 кг или 20 Н·м, порядок затяжки ГБЦ на ВАЗ с 8 клапанами показан на рисунке. Далее делается вторая протяжка до усилия 7 кг или 70 Н·м. После этого болты дважды доворачиваются на 90°, при это угол с точностью до градуса вымерять не нужно, допускается поворот ключа на глаз. Все манипуляции делаются в последовательности, показанной на рисунке от 1 до 10 болта.
Дальнейший монтаж
После протяжки ГБЦ устанавливаются на место все патрубки, присоединяется датчик температуры, устанавливается нижний кронштейн, дающий конструкции дополнительную жесткость. Устанавливается на место разъем, питающий форсунки, штекер дроссельной заслонки, заворачивается штуцер патрубка, подающего топливо, для этого понадобится пара ключей на 17. Обязательно нужно подключить массу, для чего нужен ключ на 13. Далее в расширительный бак заливается антифриз, чтобы ускорить процесс можно снять верхний патрубок с ГБЦ.
На следующем этапе ставятся стаканчики распредвала. Это сделать легко, они просто ложатся в предусмотренные для них монтажные гнезда. Затем устанавливается распределительный вал, при этом нужно проверить, чтобы шпонка на нем сидела хорошо, а сальник смазать герметиком. Рекомендуется ставить вал так, чтобы 1 и 3 шейка смотрели на устанавливающего вал человека.
Следующий шаг – установка крышек вала, постепенно затягивая гайки крест-накрест, если тянуть последовательно и неравномерно, бывает, что верхняя крышка лопается. Устанавливается боковая крышка распредвала, при этом на прокладку желательной нанести герметик, после чего подключается датчик включения вентилятора.
С правой стороны по ходу автомобиля (возле правого колеса), подсоединяются датчики кислорода и шланг вакуумного усилителя к пластиковой части всасывающего коллектора. Сбоку ГБЦ ставится датчик давления масла, при этом он должен слегка щелкнуть. Присоединяется провод массы с нижней стороны всасывающего коллектора. Затягивается гайка, притягивающая боковой пыльник.
Собирается система ГРМ. Устанавливается шайба под натяжитель ремня и сам ролик, при этом 2 малых отверстия на нем должны быть сориентированы наружу, поскольку с их помощью производится регулировка. Устанавливается шкив распределительного вала. Возле его посадочного отверстия имеется метка, которая должна совпадать с отливкой на ГБЦ. При затяжке нужно использовать дополнительный ключ на 10. При установке прорезь на шкиве должна совместиться со шпонкой на валу. Далее он устанавливается по меткам и затягивается. После этого устанавливается и натягивается ремень ГРМ. Правильно натянутый ремень проворачивается на 90° на одной трети длины. Перетянутый ремень гудит, а недотянутый бьет о кожух.
На последнем этапе устанавливается клапанная крышка, при этом не нужно забывать о резиновых уплотнительных грибках. Далее монтируется усилитель клапанной крышки, устанавливается патрубок сапуна, отвода и все тщательно затягивается. Присоединяется обратка и садится на место до щелчка. Устанавливается пластиковый кожух системы ГРМ, который держится на 3 болтах. Устанавливается корпус воздушного фильтра и подходящие патрубки, присоединяется коллектор через специальную прокладку.
Заключение
Установка ГБЦ – достаточно сложная и ответственная процедура, которую часто поручают профессионалам. Она требует определенного опыта и наличия специального инструмента. Тем не менее, при желании работу можно сделать самостоятельно, строго соблюдая все правила, такие как последовательность и величина моментов затяжки крепежных болтов.