В этой статье приводятся наиболее вероятные дефекты, всплывающие после ремонта. В тексте отмечаются основные моменты, на которые нужно обратить внимание, чтобы не переделывать работу.
Для чего меняют прокладки ГБЦ
Прокладка ГБЦ уплотняет соединение блока цилиндров и головки блока. Она разделяет цилиндры двигателя, полости охлаждения и смазки между собой, предотвращает утечки рабочих жидкостей и газов наружу. Со временем в сопряжении происходят изменения:
- Плоскости блока и головки деформируются.
- Прокладка ГБЦ сжимается, прогорает.
- Крепежные болты растягиваются.
Сократить срок службы уплотнения, вызвать ее немедленный выход из строя может перегрев, а также замерзание охлаждающей жидкости. Уплотнение неизбежно меняется при проведении различных ремонтных работ, например, замены поршневых колец. Случается, что после замены неисправности не уходят, а иногда появляются новые. Рассмотрим некоторые случаи.
Двигатель не заводится
Перед запуском двигателя после ремонта, обязательно убедитесь в правильной установке фаз газораспределительного механизма (ГРМ). Проверните коленчатый вал (КВ) на два оборота по ходу вращения, проверьте установочные метки и натяжение ремня или цепи. При нарушении установки и регулировки натяжения возможно столкновение клапанов ГРМ с поршнями и выход двигателя из строя.
Также после замены прокладки ГБЦ машина не заводится если:
- Не подключены или неправильно подключены электроконтакты системы зажигания, разъемы форсунок. На дизельном двигателе — свечи накаливания.
- Разряжен аккумулятор, окислились его клеммы.
- Не подключена «масса».
- Не подключены, или неправильно подключены топливоподающие, отводящие шланги, трубки.
- Отсыревание, окисление компонентов зажигания.
- Трещина в крышке трамблера, катушке зажигания. Неисправность могла существовать давно, но не давала о себе знать. После демонтажа и сборки дефект усугубился, произошла утечка искры.
Белый дым
Дым после замены прокладки ГБЦ наблюдаться не только белый, но сизый и черный. Черный выхлоп ожидаем при неправильном подключении топливной системы (переобогащение смеси). Сизый дым происходит из-за избытка масла в камерах сгорания (КС). Возможно, что перед установкой, цилиндры слишком обильно смазали маслом, и оно медленно выгорает.
Белый дым (если это не конденсат в сырую и морозную погоду) свидетельствует, скорее всего, о неудавшемся ремонте. Это пар, попадающий в КС через неплотность на стыке головки и блока, или из-за более серьезного дефекта.
Причины появления белого дыма:
- Некачественная прокладка ГБЦ. Этот дефект редко проявляется сразу.
- Нарушение момента затяжки и последовательности затяжки болтов.
- Применение старых болтов, не допустимых к установке руководящей документацией. Изношенные болты растягиваются, лопаются.
- Плохая подготовка деталей к сборке. Сопрягаемые плоскости должны быть выровнены в соответствии с техническими требованиями. В частности, головку фрезеруют. Перед сборкой детали тщательно промываются. Некачественная промывка вызывает засорение масляной системы, что приводит к тяжелым последствиям.
- Из установочных отверстий крепежных болтов необходимо удалить попавшие туда жидкости. Иначе при затяжке крепеж упирается в ОЖ, или масло, не затягивается до конца. При этом динамометрический ключ срабатывает, сигнализируя о наступлении необходимого момента затяжки.
- Некачественная диагностика
Специалисты иногда пренебрегают дотошными исследованиями и диагностируют прорыв прокладки ГБЦ. И ошибаются — бывают исключения. Малозаметные трещины случаются в блоке цилиндров и его головке. Тогда, после «ремонта» можно видеть повторение симптомов, в том числе белого дыма. Сквозные отверстия встречаются и в технологических заглушках, находящихся, например под клапанной крышкой.
Антифриз может попадать в КС не только через уплотнение, а и через масляную систему. Охлаждающая жидкость протекает в поддон, а оттуда, в составе картерных газов, через систему вентиляции в КС и далее на выхлоп.
Еще одно место смешения масла с ОЖ — водо-масло холодильник. Им также нельзя пренебрегать при диагностике.
Двигатель троит
Причиной того, что двигатель троит после замены прокладки ГБЦ могут быть:
- Неисправности системы зажигания (в том числе неправильно подключены цилиндры).
- На карбюраторных двигателях корректировки требует система холостого хода.
- Неправильная регулировка клапанов.
- Неправильная установка меток КВ и ГРМ.
- Попадание на свечу масла, ОЖ в результате некачественной установки головки блока.
- Засорение топливной аппаратуры: жиклеров карбюратора, форсунок инжекторных и дизельных двигателей.
Двигатель греется
Если мотор после сборки идет на перегрев, скорее всего в системе не хватает ОЖ — образовалась воздушная пробка. А возможно, не включается вентилятор — его забыли подключить, или окислен контакт.
Снижение компрессии
Дефекты сборки проявляются зачастую в падении компрессии.
- Полное пропадание компрессии говорит, скорее всего, о повреждении ГРМ, описанном в начале статьи.
- Если давление понизилось частично и равномерно, возможно метки шестерней КВ и ГРМ установлены неправильно, но столкновения клапанов с поршнями не произошло.
- Отсутствие зазоров клапанов ГРМ приводит к снижению давления сжатия..
- Компрессия теряется через некачественно установленное уплотнение. Воздух, рабочие газы уходят в масло, ОЖ, наружу, а также перетекают в другие КС. В последнем случае пониженное давление наблюдается в соседних цилиндрах.
Что делать, если проблемы продолжаются
При повторном поиске неисправности необходимо убедиться в правильности сборки.
Это: установка меток ГРМ, проверка электрических соединений (зажигание, стартер, АКБ, топливная система, датчики), проверка уровней жидкостей и пр.
Если обнаруживаются серьезные неисправности, например негерметичность систем, обычно работу приходится переделывать, и даже возвращаться на этап диагностики. В частности:
- Система охлаждения опрессовывается. Воздух под давлением нагнетается через горловину радиатора. О негерметичности говорит падение показаний манометра. Место неплотности выдает себя характерным шипением, появлением пузырей.
- Рекомендуется перед началом работ замерить компрессию, чтобы понимать, какие изменения произошли после ремонта.
- Заправка антифриза проводится в соответствии с инструкцией. Каждая машина имеет свои особенности строения контура охлаждения. Производитель разрабатывает алгоритм действий для удаления воздушной пробки. Возможно, нужно отворачивать специальные пробки для стравливания воздуха, отсоединять патрубки, дать мотору поработать на определенных оборотах. Этими рекомендациями нельзя пренебрегать.
Если по окончании замены появились неисправности, их причины следует искать, как и в общем случае, руководствуясь теми же признаками неполадок и алгоритмами диагностики. Причина может быть не связанной с ремонтом. Совпадения бывают. Стоит, однако принимать во внимание состав произведенных работ. Как первоочередные причины неисправности следует рассматривать нарушение технологии ремонта и низкое качество запчастей.