В современных автомобилях наряду с другими приборами применяется тахометр. Он показывает текущее значение оборотов коленчатого вала (КВ) двигателя. Его размер соответствует размеру спидометра. Их циферблаты устанавливаются рядом и занимают центральное место на приборной панели. Наблюдать за крупными стрелочными указателями легко, не отвлекаясь от дороги.
Зачем нужно знать частоту вращения коленчатого вала
На старых автомобилях тахометр не устанавливался. Его отсутствие или неисправность действительно не критичны для эксплуатации. Однако, сегодня он очень помогает автомобилистам.
Глядя на его показания, мы оцениваем:
- холостые обороты КВ;
- текущие обороты. Их величина в первую очередь влияет на момент переключения передач;
- приближение, вхождение частоты в красную зону;
- равномерность работы двигателя;
- динамику нарастания и падения частоты.
Таким образом тахометр служит для определения режима эксплуатации и для диагностики двигателя. Он помогает настроить холостой ход, выявить неисправности систем топливоподачи и зажигания, вовремя переключить скорость.
Отметим, что момент изменения передачи зависит также от нагрузки. При большей нагрузке (движение в гору, интенсивный разгон, буксировка) переключение на высшую передачу происходит на более высоких оборотах.
Выбор режима работы двигателя влияет на экономичность и срок службы ДВС.
Виды и устройство тахометров
На приборных панелях в основном устанавливают измерители двух типов:
- Аналоговые.
- Цифровые.
Аналоговые приборы имеют катушку индуктивности. Показания отображаются на табло стрелочного типа. Циферблат разделен на тысячи оборотов, обозначенных цифрами: «1, 2, 3 …». Их нужно умножать на 1000. На советских автомобилях шкала градуирована значениями 10, 20, 30… Эти значения нужно умножать на 100.
Цифровые устройства точнее, показывают значения в цифрах.
Обычные автомобили чаще оснащаются аналоговыми приборами. Они просты и надежны, а высокая точность им не нужна. Кроме того, водителю удобнее воспринимать положение стрелки, чем считывать цифры.
Цифровые нашли свое применение на гоночных автомобилях. Любители дополнительно устанавливают их в салоне, как выносные приборы.
Автомобильные тахометры учитывают импульсы, частота которых пропорциональна оборотам КВ. Они берут данные от трамблера, датчиков положения (например, положения коленчатого вала). Подключение от генератора применяется на дизельном двигателе. Удостовериться в корректности показаний можно, например, используя механический частотомер. Вал этого устройства прижимают к вращающемуся валу двигателя. При достижении определенной частоты, вращающиеся грузики расходятся под действием центробежной силы. Они воздействуют на стрелку, которая показывает частоту вращения на циферблате. Такое измерение не всегда возможно сделать из-за конструктивных особенностей — прибор не помещается между валом и радиатором, или лонжероном. Проверить обороты КВ также можно стробоскопом.
Первичная диагностика
Если стрелка на тахометре дергается, дрожит, «плавает», и т. д. на первом этапе нужно понять, соответствуют ли ее показания характеру работы мотора. Обычно, различие бросается в глаза, но бывают спорные моменты. Например, при настройке холостых оборотов, когда подрагивают и указатель и сам двигатель.
В этом случае лучше в первую очередь наладить работу мотора.
На стабильность работы двигателя влияет системы топливоснабжения и зажигания. Резкое изменение показаний тахометра (скачки, падение стрелки) происходит из-за неисправности зажигания. Это могут быть отказы в работе свечей, проводов, трамблера и других компонентов. В основном они приводят к пропаданию искры, рывкам в работе двигателя. Такой мотор требует диагностики системы зажигания.
Если же ДВС работает исправно, а стрелка отклоняется от частоты, разбираться следует с прибором.
Неисправности частотомеров
Рассмотрим причины неисправности, соответствующие различным симптомам.
- Указатель «плавает», не уходит на 0. Это указывает на неисправность датчика положения коленчатого вала (ДПКВ).
- Стрелка тахометра прыгает только в режиме холостого хода (х/х). Скорее всего, на низких оборотах не хватает питания из-за дефекта трамблера. В частности, это может быть пробитый конденсатор.
- Броски стрелки на оборотах выше 4 тыс. об./мин. говорят о неисправности коммутатора.
- Вышла из строя микросхема, дисплей цифрового приспособления.
- Нестабильная работа устройства может быть связана с образованием микротрещин в плате устройства. Приводит к этому, в частности, вибрация и тряска. Они, в свою очередь, вызваны плохими дорогами.
- Несоответствие высоковольтных проводов предусмотренным для модели техническим характеристикам. Провода могут отличаться от штатных величиной сопротивления. То же относится и к проводам, ведущих к датчику.
- Стрелка дергается по разным причинам:
- неисправна проводка;
- требует проверки/замены датчик оборотов КВ;
- нарушение контактов в цепи зажигания;
- низкое напряжение.
Следует отметить, что исправный прибор может барахлить из-за неправильного подключения и регулировки.
Что делать, если тахометр неисправен
Как отмечалось, нарушение показаний тахометра — не критичная неисправность. Кроме того, с большинством проблем под силу самостоятельно справиться автомобилисту с некоторыми навыками ремонта.
Стабильности работы двигателя обычно достигают ремонтом систем топливоподачи и зажигания. Детали зажигания часто дефектуют заменой на заведомо исправные. Восстановление работоспособности этой системы также чаще производится заменой. Об этом написано много статей.
- Неисправности проводки находят осмотром, диагностикой с помощью мультиметра. Параллельно приводят в порядок контакты, зачищают клеммы, проверяют подключение провода массы к кузову.
- Замеряют напряжение.
- Вышедшие из строя датчики меняют.
- Работая с системой зажигания проверяют сопротивление высоковольтных проводов, регулируют устройство, либо заменяют провода.
- При выходе из строя дисплея цифрового устройства, его почти всегда меняют.
- Если есть подозрение на образование микротрещин в плате прибора, приборную панель снимают, и пропаивают контакты на схеме. Такая неисправность характеризуется беспорядочными скачками стрелки. Она аналогично проявляется на спидометре.
- При установке прибора его регулируют. Тумблер настройки находится на задней стороне устройства.
Если стрелка тахометра скачет, плавает, словом, ведет себя ненормально, в первую очередь нужно удостовериться в исправности двигателя, исправить дефекты, если они имеются. «Подлечить» неисправный прибор вполне реально своими руками.