Дизельные моторы высоко ценятся автолюбителями за их надежность, приемистость и отличные тяговые характеристики. Дизеля способны развивать большой крутящий момент даже при относительно малых оборотах, близких к холостым. Во многих ситуациях это играет решающую роль: например, при буксировке других авто или перевозке тяжелых грузов. Чтобы полноценно пользоваться этими и другими преимуществами дизельных ДВС, нужно вовремя реагировать на поломки и устранять их. Одной из типичных проблем таких моторов является потеря дизелем мощности, а также затрудненный набор оборотов. Ниже рассмотрены наиболее распространенные причины таких неполадок и возможные способы их устранения.
Что влияет на тягу дизельного двигателя
Наиболее важным фактором, от которого зависят тяговые характеристики дизеля и его работоспособность в целом, является топливно-воздушная смесь. Скорость реакций на нажатие педали газа, мощность мотора, стабильность холостых оборотов и тяговое усилие определяются такими ее параметрами:
- эффективность и равномерность подачи топлива в блок цилиндров;
- состав смеси, концентрация кислорода;
- полнота сгорания топливно-воздушной смеси;
- своевременность подачи горючего в каждый из цилиндров.
Любые отклонения этих показателей от нормы влекут за собой последствия. Например, если смесь несвоевременно подается в цилиндры из-за неполадок в ГРМ (газораспределительном механизме), мотор будет расходовать больше топлива, а его мощность и тяга резко снизятся. Изменения состава топливно-воздушной смеси, помимо ухудшения тяговых свойств, могут приводить к повышению концентрации вредных веществ в выхлопах. В свою очередь, неполное сгорание топлива означает, что в двигателе будет выделяться меньше тепловой энергии. Следовательно, ДВС будет работать на меньшей мощности, что повлияет на его тягу.
Почему дизельный мотор не набирает обороты
Нарушения тяги дизеля могут наблюдаться по многим причинам: из-за несвоевременного техобслуживания, естественной выработки деталей, заливки некачественного топлива и др. Рассмотрим конкретные ситуации:
- Засорение фильтров. Нерегулярная замена воздушного фильтра приводит к его загрязнению и снижению пропускной способности. Как результат, в камеру сгорания подается меньше кислорода, и смесь становится обогащенной. Засорение топливного фильтра, наоборот, является причиной обедненной смеси, поскольку в цилиндры подается меньше топлива. Обе ситуации вредны для дизельного мотора, поскольку топливно-воздушная смесь должна иметь строго фиксированные концентрации кислорода и ДТ.
- Разгерметизация впускного тракта. Типичным примером является повреждение воздушных патрубков, неплотное прилегание воздушного фильтра к его корпусу, подсос воздуха через изношенные или слабо закрепленные датчики.
- Сбои в ГРМ. С такими проблемами чаще всего сталкиваются владельцы автомобилей, в которых используются ременные передачи в ГРМ. Цепи более надежны и крайне редко проскакивают на шкивах. Растянутые ремни с выработкой более 80–100 тыс. км могут проскальзывать, что приводит к смещению фаз газораспределения. Даже проскок на один зубец может привести к резкому падению тяги и мощности мотора.
- Неполадки датчиков. Если дизельный двигатель не набирает обороты, причиной может быть неисправность лямбда-зонда, датчика массового расхода воздуха, РХХ (регулятора холостого хода) или других датчиков, которые управляют работой силового агрегата.
- Поломки системы EGR. Во многих автомобилях с дизельными моторами используются системы рециркуляции выхлопных газов EGR (AGR). Наиболее уязвимыми их элементами являются клапаны, которые со временем могут покрываться нагаром и заклинивать. Нарушение рециркуляции может плохо сказываться на работе мотора и сопровождаться снижением тяги или плавающими оборотами.
- Сильный износ двигателя. При большом пробеге, когда мотор имеет значительную выработку, постепенно увеличиваются зазоры между поршнями и стенками цилиндров. В нормальных условиях поверхности этих деталей должны плотно контактировать между собой. Если они сильно изношены или покрылись задирами и царапинами, через зазоры могут прорываться раскаленные газы. Это вызывает прогорание клапанов, и износ лавинообразно усиливается. Поэтому в старых двигателях часто наблюдается снижение компрессии и уменьшение давления газов в блоке цилиндров, что приводит к ощутимому ухудшению тяги.
- Загрязнение или отказ форсунок. Эти детали должны подавать в цилиндры строго фиксированные дозы топливно-воздушной смеси в определенные моменты времени. Важно, чтобы горючее равномерно распределялось по всему объему цилиндров и полностью сгорало. Если форсунки забиты посторонними веществами (например, из-за применения некачественного топлива) или имеют механические повреждения, возникшие из-за неосторожных действий при их снятии/установке, топливо будет хуже воспламеняться. Если дизель не реагирует на нажатие педали газа, возможным решением проблемы может стать промывка форсунок.
- Поломки ТНВД. Топливные насосы, используемые в автомобилях с дизельными моторами, рассчитаны на более высокое давление, чем насосы в машинах с бензиновыми ДВС. Если ТНВД неисправен, давление в топливной магистрали может уменьшиться, из-за чего дизельное топливо будет подаваться в двигатель медленнее и в меньших количествах.
- Повреждение проводки. Под капотом автомобиля присутствует множество проводов, обеспечивающих работу датчиков, блока управления, свечей накала, форсунок и многих других деталей. Любой из них может случайно повредиться из-за неосторожных действий при ремонте или ТО, из-за пересыхания и растрескивания изоляции, сдавливания, обрыва и др. Например, повреждение проводки одной из свечей накала приведет к тому, что в двигателе не будет работать один из цилиндров. Соответственно, это приведет к ухудшению тяговых характеристик ДВС.
Что делать при поломках
Ремонт и диагностика дизельных моторов являются более сложными и трудоемкими, в сравнении с бензиновыми агрегатами. Определить точную причину снижения или полного отсутствия тяги по внешним симптомам практически невозможно. Для этого нужно проводить комплексную диагностику и проверять состояние всех систем и узлов, прямо или косвенно влияющих на работу ДВС – начиная с осмотра фильтров и заканчивая замером компрессии. Без должной подготовки, знаний и опыта справиться с этой задачей крайне сложно. Если дизель работает с провалами, нужно в обязательном порядке обращаться в автосервис. Вероятнее всего, для диагностики понадобится специальная аппаратура и сканер, способный считывать коды ошибок с ЭБУ двигателя. Большинство водителей не имеют такого оборудования в личном пользовании, поэтому проводить диагностику и ремонт в гаражных условиях нецелесообразно.
Заключение
Ухудшение тяги дизельного двигателя не только вызывает неудобства, но и создает потенциальную опасность во время движения. Например, при обгоне может не хватить тягового усилия и мощности, чтобы быстро выполнить маневр и вовремя покинуть полосу встречного движения. Аналогичная опасность возникает при разворотах и поворотах налево, когда водитель должен как можно быстрее закончить маневр перед встречным потоком машин. Поэтому поломки, сопровождающиеся снижением тяги, нужно устранять в срочном порядке, не откладывая ремонт на неопределенные сроки.