Частицы пыли при попадании между трущимися парами играют роль абразива, который приводит к появлению задиров на юбке поршней и цилиндрах. Соблюдение интервалов замены фильтрующего элемента – одно из условий долгого срока службы двигателя. Давайте рассмотрим частоту замены воздушного фильтра и как можно ли продлить его ресурс регулярной продувкой. Упомянем надежных производителей и подскажем правила успешной замены своими руками.
Почему не все воздушные фильтры одинаковы?
Фильтрующий элемент в конструкции впускного тракта необходим для очистки поступающего в цилиндры воздуха. Фильтр задерживает частицы размером 4-10 мкм, что примерно в 14 раз меньше диаметра человеческого волоса. Для сравнения: масляный фильтр среднего класса задерживает частицы размером 15-50 мкм.
Все эти факторы выдвигают высокие требования не только к периодичности замены воздушного фильтра, но и к качеству его изготовления. В зависимости от типа фильтра и производителя, фильтрующий элемент соткан из волокон естественного (целлюлоза) или искусственного происхождения (например, полиэстер). Фильтры воздуха из нетканых материалов более устойчивы к моторному маслу, влаге и перепадам температур.
Вне зависимости от материала, мыть воздушный фильтр категорически запрещено.
При соблюдении рекомендованных интервалов замены оба варианта отлично справляются со своей задачей. Общепризнанными мировыми лидерами в производстве фильтрующих элементов можно назвать Mann-Filter, Knecht, Mahle, Purflux. Фильтры низкого качества не обеспечивают должную степень фильтрации и не всегда герметично фиксируются в посадочном месте.
Последствия несвоевременной замены
Если воздушный фильтр не справляется со своей задачей, вы столкнетесь со следующими последствиями:
- засорение чувствительного элемента датчика массового расхода воздуха (ДМРВ). Масляная взвесь, попадающая в небольшом количестве во впуск через систему вентиляции картерных газов, образует внутри впускного тракта масляную пленку. Грязевые частицы оседают на промасленной поверхности, образуя со временем плотное «одеяло», которое и вносит коррективы в показания расходомера. Как следствие, нарушается лямбда сгораемой топливовоздушной смеси. Автомобиль теряет в динамике, увеличивается расход топлива, дизельный двигатель начинает дымить;
- увеличенный расход топлива. Забитый воздушный фильтр создает дополнительное сопротивление на такте впуска. Как следствие, часть сгораемой топливо — воздушной смеси расходуется на забор свежего воздушного заряда, а не на вращение ведущих колес. Уменьшение КПД двигателя ведет к падению мощности и повышенному расходу топлива;
- повышенный износ цилиндропоршневой группы. Попадающие через грязный фильтр воздуха микрочастицы увеличивают механический износ трущихся пар, провоцируя задиры и увеличенные тепловые зазоры. Как следствие, снижается компрессия, увеличивается расход масла;
- уменьшение срока службы турбонагнетателя. Абразивные частицы приводят к выработке между валом и втулкой, из-за чего турбина начинает «кидать» масло во впуск и издавать посторонние звуки при повышении оборотов;
- ускоренное старение моторного масла. Пыль оседает во впускном тракте и на стенках цилиндров, откуда она смывается маслом в поддон. Насыщение масла грязевыми частицами негативно влияет на его смазывающую способность, что уменьшает ресурс двигателя;
- повышенный износ оси вращения заслонок изменяемой геометрии. Как и в предыдущих случаях, пыль выступает в роли абразива, который приводит к повышенному износу оси вращения заслонок и ее посадочного места во впускном коллекторе. Особенно опасно такое явление на дизельных двигателях, на которых впускной тракт засоряется еще и частицами сажи. В случае самого негативного сценария ось заслонок обламывается, после чего отколовшиеся детали попадают в камеру сгорания.
Интервал замены воздушного фильтра
Всеми производителями автомобилей замена фильтра воздуха наряду с моторным маслом и масляным фильтром включена в плановое ТО. Интервал межсервисного обслуживания устанавливается автопроизводителем в индивидуальном порядке и указывается в сервисной документации по ремонту и обслуживанию автомобиля.
В процессе разработки автомобиля пропускная способность фильтра и общая площадь фильтрующего элемента рассчитываются с учетом рекомендованных для владельцев интервалов ТО. На большинстве современных авто регулярное ТО проводятся каждые 10-30 тыс.км.
Последние годы наблюдается тенденция к увеличению межсервисных интервалов. Таким образом производители удешевляют общую стоимость владения новым автомобилем, чтобы сделать его покупку в автосалоне привлекательней. О влиянии подобной практики на срок службы двигателя ведется много споров. Многие владельцы ограничивают периодичность замены моторного масла до привычных 8-10 тыс.км, но стоит ли также часто менять воздушный фильтр?
Чем чаще, тем лучше?
Мы рекомендуем совмещать замену фильтрующего элемента для воздуха с заменой моторного масла. А вот выбор интервала замены масла во многом зависит от условий эксплуатации автомобиля и выбранного производителя смазывающего материала. Для определения сроков замены на пробегах 5000, 7000 и 10000 км проведите капельную пробу масла. Этот простой, но эффективный способ позволяет оценить скорость старения масла в конкретных режимах эксплуатации двигателя. Так вы будете отчетливо понимать, на каком пробеге следует делать межсервисное ТО.
Также в выборе интервалов замены воздушного фильтра авто вы можете ориентироваться на моточасы. Они рассчитываются по формуле M=P/S (где P – преодоленное расстояние, S – средняя скорость автомобиля) и показывают фактическое время наработки двигателя. К примеру, за 300 моточасов со средней скоростью 30 км/час (городской режим) автомобиль преодолеет 9000 км, тогда как в загородном режиме и средней скорости в 60 км/час за те же 300 моточасов авто проедет 18000 км.
Рекомендованный интервал регулярного ТО 250-350 моточасов (зависит от типа моторного масла). Если автомобиль эксплуатируется преимущественно по пыльным дорогам, чистый воздушный фильтр следует устанавливать каждые 250 моточасов.
Видео:Сроки смены воздушного фильтра
Продуть и забыть?
Если вы проживаете в пыльной местности, раз в несколько тысяч километров можете продуть воздушный фильтр автомобиля. Это помогает удалить поверхностное загрязнение, листья и другие крупные частицы, но практически не продлевает срок службы фильтрующего элемента.
Гораздо важнее при замене следить за правильностью установки фильтра воздуха и общей герметичностью впускного тракта. Негерметичный корпус фильтра или наличие подсоса воздуха в двигателе приводит к негативным последствиям.