Почему нет искры на свечах зажигания автомобилей ВАЗ?

Бензиновые двигатели, в том числе и на автомобилях ВАЗ, оборудованы системой зажигания, которая нужна для того, чтобы в конце такта сжатия воспламенить топливно-воздушную смесь при помощи искры. Это касается как более старых карбюраторных, так и современных инжекторных моторов.

проверка наличие искры в свече зажигания

Если  в цилиндре исчезла искра на свече зажигания, то двигатель или не будет работать вообще, или будет работать с перебоями и пропусками, поскольку топливо не воспламеняется. Выявить причины, по которым нет искры на инжекторе можно самостоятельно, а затем принять меры по устранению неисправности.

Определение цилиндра в котором пропала искра

Если двигатель работает, но случаются пропуски в зажигании, нужно выяснить, в каком именно из цилиндров это происходит. Сделать это достаточно просто, но понадобится исправная свеча зажигания и помощник, который будет включать стартер.

По косвенным признакам опытный владелец может определить, в каком именно цилиндре пропускается зажигание, а если нет – операция проделывается со всеми цилиндрами последовательно. Снимается колпачок высоковольтного провода, в него вставляется исправная свечка. Металлической частью она должна прикасаться к металлической крышке двигателя, после этого напарник должен покрутить стартер, а в просвете свечи – проскочить искра. Если ее нет, требуется искать причину поломки, а свеча, вставленная в цилиндр не виновата.

Поиск неисправности

В случае отсутствия искры на свечах инжекторного двигателя, потребуется протестировать остальные элементы системы зажигания. Это необходимо делать поэтапно, чтобы не запутаться и быстрее выявить и устранить неисправность.

1. Проверка свечей

Выкрутить свечу из цилиндра и внимательно осмотреть ее. В некоторых случаях на электродах появляется черный нагар, через который искре практически невозможно пробиться, и в цилиндре происходят пропуски зажигания.

свеча зажигания с красным налетом

Второй вариант – свеча чистая, но на ней появляется красноватый налет. Это остатки тяжелых металлов, которые могут входить в состав топлива. Такой налет тоже блокирует нормальное формирование искры, заставляя её распыляться по сторонам, в результате чего топливо не воспламеняется. Как временный вариант, такие свечи можно почистить, но они все равно подлежат замене.

2. Проверка высоковольтных проводов

Если пропала искра на инжекторе, то одна из вероятных причин – выход из строя высоковольтного провода, подходящего к определенному цилиндру. Для проверки их нужно снять со свечи и высоковольтной катушки, и измерить сопротивление при помощи мультиметра. Оно не должно превышать 15 кОм, если этот показатель больше, то такой провод подлежит замене. Новые провода имеют сопротивление 4-6 кОм.

показания мультиметра

3. Диагностика модуля зажигания

Чтобы проверить работоспособность модуля зажигания, включающего в себя катушку и серию разъемов, желательно снять его с автомобиля. Затем необходимо определить сопротивление между 1 и 4, а также 2 и 3 выводами. Между ними должен быть контакт, а мультиметр должен показывать электрическое сопротивление от 4 до 7 кОм.

проверка модуля зажигания на ВАЗ 2109

На боковой поверхности имеется контакт с тремя выводами, сопротивление между которыми тоже проверяется. Сопротивление между крайними выводами должно быть около 1,5 Ом, а сопротивление между центральным выводом и корпусом  бесконечным. Если это не так, то пробивает на корпус и это является причиной пропусков зажигания. Корпус катушки должен быть целым, без сколов и трещин, через которые вовнутрь может попасть влага и вывести её из строя.

4. Проверка провода между модулем зажигания и ЭБУ

Этот провод имеет разъем на 3 контакта, подсоединяющийся к модулю зажигания. Для его проверки потребуется контрольная лампа на 13 В и мощностью до 2 Вт, которую можно заменить светодиодом, но добавить к нему сопротивление 500 Ом.

Крайние выводы на фишке пропускают управляющие сигналы 1А и 1Б, центральный контакт под номером 15 отвечает за передачу постоянного напряжения +12 В. Чтобы проверить исправность, провода лампы подсоединяются сначала к одному из крайних выводов и центральному. При включении зажигания лампа не должна загораться, а при прокручивании стартера она должна замигать. Аналогично нужно соединить второй боковой вывод с центральным, и проверить его работу.

проверка провода

Если при включенном зажигании лампа загорается без прокрутки стартера, то это означает, что один из боковых контактов замыкается на массу, или произошел пробой ключа (управляющего транзистора). В случае, когда при прокручивании стартера лампа не мигает, возможны проблемы с контроллером, или провод где-то оборван.

Чтобы убедиться в целостности провода, его нужно прозвонить. Для этого нужно найти контроллер и снять с него жгут проводов, в котором находим 2 и 5 контакты. Чтобы прозвонить, берем длинный провод, около 2 м, подключаем его к одному из крайних выводов на модуль зажигания и проверяем на целостность. При этом нужно учитывать, что вывод 2 на ЭБУ соединен с контактом 1А, а 5 – с контактом 1Б. При отсутствии контакта нужно искать обрыв провода.

5. Проблема с контроллером

Контроллер снимается с автомобиля и разбирается, для чего понадобится выкрутить 4 болта. После этого верхняя крышка легко снимается. На плате нужно найти два транзистора, отвечающие за подачу управляющего сигнала на катушку зажигания, по которому в цилиндре загорается искра, поэтому их ещё называют силовыми ключами. Каждый из этих транзисторов имеет 3 вывода, справа, слева и по центру.

контроллер ВАЗ

Один из транзисторов отвечает за искру в 1 и 4 цилиндре, другой – за 2 и 3 цилиндре. Проверка осуществляется обычным мультиметром. На нем включается режим прозванивания, после чего поочередно соединяются крайние ножки с центральной. При этом не должно возникать сигнала, если появляется звук – транзистор пробит, находится в открытом положении и подлежит замене.  Маркировка такого транзистора для ВАЗ – gb10nb37lz.

6. Выход их строя датчика положения коленчатого вала (ДПКВ)

Отсутствие искры на свечах зажигания ВАЗ во всех цилиндрах можно объяснить только нерабочим состоянием ДПКВ. При такой поломке запустить двигатель просто невозможно, поскольку этот датчик отвечает за согласованную работу всех узлов двигателя на каждом из рабочих тактов.

Датчик положения коленчатого вала инжекторных автомобилей ВАЗ

ДПКВ находится рядом с ГРМ возле зубчатого колеса. Его нужно снять и проверить внутреннее сопротивлений мультиметром. Нормальный показатель сопротивления исправного датчика положения коленчатого вала инжекторных автомобилей ВАЗ находится в пределах от 500 до 700 Ом. Если этот показатель превышен – датчик нужно менять. В случае, если ДПКВ цел – необходимо прозвонить подводящий жгут проводов от датчика к контроллеру.

Как видим, причин, по которым в инжекторном моторе ВАЗ может пропасть искра, достаточно много. Тем не менее, при нормальной эксплуатации и своевременной замене свечей и высоковольтных проводов это случается довольно редко. Но если появились пропуски зажигания, или искра пропала во всех цилиндрах, то провести диагностику самостоятельно достаточно просто, для этого достаточно простого инструмента, мультиметра и контрольки.

Видео: Почему нет искры на инжекторных автомобилях ВАЗ (Калина, 2109, 2110, 2114, 2115)

Печать
Павел Белоусов
TopMekhanik.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector