В каждой фазе работы двигателя необходимо согласовать работу системы клапанов и поршней. Клапана приводятся в движение одним или двумя распределительными валами, а поршни коленчатым валом. За их согласованную работу отвечает газораспределительный механизм или ГРМ, который в линейке моделей ВАЗ 2110-2114 приводится в движение ремнем, который натягивается на шкивы распределительного и коленчатого валов.
Когда нужно откручивать шкив коленчатого вала
Две основные операции, когда нужно будет откручивать болт шкива – замена ремня ГРМ и демонтаж коленвала. Шкив закрепляется в торце коленчатого вала специальным болтом. Он располагается в нижней части блока двигателя, с левой стороны, если смотреть со стороны открытого капота. Чтобы получить к нему доступ необходимо снять правое переднее колесо и защиту ремня ГРМ.
Откручивать шкив коленчатого вала в большинстве случаев нужно для того, чтобы ослабить ремень ГРМ для последующей его замены. Если этого не сделать, то снять ремень, а тем более поставить новую деталь не получится. Проблема же состоит в том, что болт шкива коленвала затянут с большим моментом, поскольку он должен выдерживать высокие нагрузки. Кроме того, присутствует эффект самозатягивания болта, а это существенно затрудняет его раскручивание, поскольку вал прокручивается вместе с ключом.
Процедура снятия шкива коленвала легко проводится электрическим или пневматическим гайковертом с использованием импульсного режима. В этом случае коленвал не успевает прокрутиться со скоростью шпинделя гайковерта, в результате чего болт срывается. Но такое оборудование есть далеко не в каждом гараже, а замена ремня ГРМ — это достаточно рутинная операция, для проведения которой не нужно обращаться на СТО.
Если же попытаться открутить болт шкива коленчатого вала простым ключом, то он начнет проворачиваться вместе с ним. В результате сделать эту операцию, даже взяв ключ с трещоткой не получится, если не придержать сам коленвал. Для этого существует один способ, который позволяет быстро и безопасно открутить шкив коленвала без использования гайковерта.
Процесс откручивания болта
Чтобы открутить шкив коленвала на автомобилях ВАЗ 2110-2114, сначала снимается колесо и защита для того, чтобы обеспечить свободный доступ к шкиву коленвала. Гайку хорошо видно под правым крылом и доступ к ней вполне нормальный. Для откручивания болта понадобится головка нужного размера и ключ, желательно с трещоткой, чтобы постоянно не перехватываться при раскручивании.
После того, как будет выкручено колесо, на крышке ступицы можно увидеть два направляющих стопора, которые представляю собой нарезные шпильки с гайкой на 12. Для продолжения работы нужно выкрутить один из этих стопоров.
Под машиной необходимо найти защиту маховика двигателя и открутить ее нижнюю часть, которая представляет собой круговой сегмент. Покажется маховик на котором имеются сквозные отверстия с резьбой. С другой стороны маховика на эти резьбовые отверстия монтируется корзина сцепления. Эти отверстия идеально подходят под ранее выкрученную из колеса шпильку. В одно из открывшихся отверстий завинчиваем эту шпильку и аккуратно затягиваем ее ключом. При этом не требуется слишком большого усилия, просто нужно, чтобы она прочно сидела в отверстии.
После установки стопора монтировка вставляется так, чтобы она упиралась в блок двигателя и вкрученных стопор. Это позволит зафиксировать маховик. А поскольку он жестко соединен с коленвалом, то тоже зафиксируется и не будет прокручиваться. Теперь можно без проблем сорвать болт крепления шкива, не опасаясь, что вал провернется вслед за ключом.
Для этого головка ключа накидывается на болт и, прилагая достаточное усилие, он срывается с крепежного гнезда, после чего достаточно легко выкручивается. После этого можно проводить все необходимые операции – менять ремень ГРМ или продолжить разборку для дальнейшего демонтажа для ремонта или замены самого коленвала.
Аналогичная ситуация возникает при установке шкива обратно. Ручным ключом достаточно сложно затянуть болт с достаточным моментом, а если этого не сделать, ремень ГРМ может провернуться или порваться, а это серьезная проблема. Чтобы этого избежать нужно провести ту же операцию. Закрутить стопор в маховик, после этого зафиксировать его монтировкой или трубой подходящего диаметра, и затянуть болт на шкиве с нужным моментом. После проведения операции важно не забыть установить защиту маховика обратно.
В заключение
Как показывает опыт, открутить болт шкива коленвала можно без применения дорогого оборудования типа электрического или пневматического гайковерта, хотя это сильно облегчает и ускоряет выполнение работы. Описанная методика демонтажа шкива не требует никакого дополнительного оборудования, достаточно набора обычных рожковых ключей и головок, которые есть практически у каждого автовладельца. Для проведения работы понадобится около 10 минут.
Важным преимуществом описанного способа выкручивания болта на шкиве коленчатого вала является то, что для проведения работы не требуется никаких помощников. Дело в том, что часто прибегают к другим методам, когда один человек крутит болт, а второй каким-либо способом пытается зафиксировать коленвал. Во-первых, это не всегда удается сделать, во-вторых – часто приводит к поломке других механизмов, подвергающихся нагрузкам, на которые они не рассчитаны.
Фиксация маховика при помощи направляющей шпильки колеса технологична и безопасна, поэтому не приводит к какому-либо повреждению механизма. Единственное условие проверить плотность и правильность установки защиты маховика после выполнения работы. Данная методика отлично подойдет не только раскручиванию, но и закручиванию болта шкива коленчатого вала.