Почему мотор глохнет после прогрева?

Конечно, холодный двигатель чаще имеет проблемы со стабильностью работы и пуском. Но бывает и так: автомобиль удачно завелся, а потом заглох на горячую. 

«На горячую» — это сленг. Имеется в виду, что глохнет прогретый мотор. Не будем уточнять до какого состояния (открылся термостат, или сработал вентилятор). 

авто с открытым капотом

Причины неисправности

Карбюраторный двигатель

1. Если машина глохнет в жару, то скорее всего неисправен топливоподкачивающий насос (ТПН) с механическим приводом. Такие насосы установлены, например, на карбюраторных машинах ВАЗ. Когда ТПН не получает должного охлаждения, он перегревается, и бензин внутри него закипает. В карбюратор вместе с жидким топливом поступают пары, бензина не хватает, и мотор глохнет. Проблема усугубляется, если ТПН неисправен по причинам:

  • негерметичны клапана;
  • порвана диафрагма;
  • износились детали привода.

При малой подаче топлива не хватает в основном на мощностных режимах, т.е двигатель глохнет на горячую в движении. 

Иногда насос создает повышенное давление, загоняя в поплавковую камеру лишнее топливо. Переобогащенная смесь заливает электроды свечей, что приводит к нестабильной работе ДВС.

 схема карбюратора

2. Неисправный карбюратор — тоже причина отказа. Холодный мотор работает с прикрытой воздушной заслонкой, что обогащает топливо. Но после ее полного открытия система холостого хода не пропускает нужного количества топлива.    

Переобогащенная смесь препятствует воспламенению, и горячий двигатель глохнет на холостых

3. Система зажигания с трамблером свойственна карбюраторным машинам. Ее компоненты могут переставать выполнять свои функции после прогрева: нарушается контакт центрального провода, подводит бегунок, контактная группа.  

4. Сбои в работе могут начаться из-за неотрегулированных клапанов газораспределения. В процессе работы тарелка и седло клапана изнашиваются, и клапан все выше поднимается в головке блока цилиндров (ГБЦ). Зазор между торцом штока и коромыслом сходит на нет, а после нагрева клапан вынужденно приоткрывается, и рабочий цикл нарушается. Но износ идет медленно и не сразу приведет к остановке. 

5. На изношенных или закоксованных моторах: после прогрева масло проникает в цилиндры через поршневые кольца, маслосъемные колпачки, активно поступает через вентиляцию картера, легко заливая свечи. И вот, после того, как мотор прогрелся, он глохнет при нажатии на газ.

Часто проблема носит комплексный характер. По отдельности все составляющие более или менее работают (на троечку). Отказ наступает, когда недочеты суммируются. Старые, замасленные провода, да никудышные свечи дают слабую искру, но при небольшом переливе топлива, масляном вбросе, при резком наборе оборотов, или внезапном обеднении, горение в цилиндрах прекращается. Двигатель часто глохнет после прогрева на перегазовке.

Инжекторные двигатели

Глубинные проблемы на инжекторных моторах те же — это плохое качество смеси, слабая искра, либо отсутствие того и другого, и состояние двигателя. Однако инжекторным мотором управляет электронный блок управления, который получает сигналы от множества датчиков. Бензонасос имеет электрический привод.

Диагностику этих машин чаще проводят на СТО.

Инжекторную машину также может залить маслом, на ней также своевременно нужно менять провода, свечи и катушки, и разгерметизация впускной системы тоже обедняет топливо. 

А среди неисправностей, вследствие которых инжекторная машина прогревается и глохнет, следует отметить:

  1. Неполадки ЭБУ, в т. ч. именно на горячую.
  2. Выход из строя датчиков: температуры, дроссельной заслонки, положения коленчатого вала (ДПКВ). 

Дизельные двигатели

Залить искру на дизеле невозможно. Системы зажигания на дизеле нет. Это одна из причин его высокой надежности, но и у них встречаются неполадки. Машина, если и не глохнет на горячую, то не заводится, пока не остынет 

тнвд

  1. На дизелях классической компоновки главная причина отказа при горячем запуске — это изношенные плунжерные пары топливного насоса высокого давления (ТНВД). Они еще способны работать с холодным дизельным топливом, но уже не могут создать необходимое давление при большой температуре. Во время небольшой стоянки топливо нагревается в ТНВД и теряет вязкость. При движении плунжера вверх оно перетекает в увеличенный зазор между плунжером и втулкой. Требуемое давление не создается, и форсунка не открывается.
  2. Common Rail:
  • если ТНВД не создает необходимого давления, датчик на топливной рампе подает сигнал на ЭБУ, что давление в рампе недостаточное, и блок управления не активирует открытие форсунок;
  • низкое давление в рампе может также возникать из-за неисправных форсунок. Негерметичные распылители вызывают подтекание топлива из рампы, находящейся под давлением в камеры сгорания, что затрудняет запуск;
  • плохой старт, остановка горячего дизеля возможна при неисправности датчиков, обрыве цепи, замасливании (например датчика ПКВ).  

Что делать если заглох мотор

неисправности свечей зажигания

Диагностику обычно начинают с осмотра свечей — нагар на электродах расскажет о многом. Свечи меняют, чистят, регулируют зазоры. Другие детали трамблерной системы зажигания также реально привести в порядок своими руками.

При перегреве механического топливоподкачивающего насоса бывалые водители в дорожных условиях кладут на насос тряпку, намоченную холодной водой. Это очень действенный метод и он помогает добраться до пункта назначения. В ремкомплекте ТПН есть дистанционные прокладки, разной толщины. Они задают правильное расстояние между фланцем насоса и блоком цилиндров, обеспечивая правильную подачу топлива. Их нужно установить в соответствии с инструкцией. В экстренном случае даже убирают прокладку, заменяя ее герметиком, чтобы хоть как-то приблизить насос к блоку и повысить его производительность. Нелишним будет также поменять топливный фильтр. 

На карбюраторном и инжекторном двигателе необходимо проверить впускной тракт. Подсос воздуха, загрязненный воздушный фильтр ведут к изменению состава смеси.

Дополнительный воздух проникает через неплотные соединения, или, например, через ось дроссельной заслонки. Негерметичными становятся старые, растрескавшиеся шланги, под подозрением всегда места соединений. Места повреждений ищут осмотром, с помощью мыльного раствора и т. д. Эффективным устройством диагностики является дымогенератор. Прибор нагнетает дым в закрытую систему, откуда тот выходит через малейшие неплотности.

Серьезную диагностику инжектора доверяют профессионалам, однако проверку, замену, чистку некоторых составляющих (например датчиков) вполне можно освоить, изучив характерные особенности конкретной машины.

О дизелях можно сказать то же самое. Если при запуске Common Rail мотор даже не чихает, скорее всего ЭБУ не позволяет открывать форсунки из-за низкого давления в рампе. Помогает применение аэрозоли «быстрый старт». Обороты в момент пуска повышается, давление возрастает, датчик посылает сигнал на ЭБУ, и топливо устремляется в цилиндры. В классической системе применение «быстрого старта» также повысит обороты, и плунжеры, скорее всего, протолкнут солярку через форсунки.

И еще одна хитрость. На прогретом дизеле пусковые свечи не нужны, однако они включаются и потребляют большую энергию аккумулятора. Если их отключить, обороты повысятся, и возможно этого хватит для запуска. Иногда нужно совсем немного — проверено. 

Печать
Павел Белоусов
TopMekhanik.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector